В поисках миллиарда из Молдовы
С чего все началось: о пропаже денег в трех банках Молдовы — Banca de Economii, Banca Socialа и Unibank — стало известно в ноябре прошлого года. Речь идет о краже примерно миллиарда евро.
Сейчас местная полиция продолжает расследование, по делу прошло несколько задержаний. Например, был задержан и допрошен миллионер Илан Шор - муж певицы Жасмин. Впрочем, сейчас он находится на свободе. Ответственность за невозврат кредитов Шор возлагает на бывшее руководство банка и в частности — на экс-министра финансов Молдавии Вячеслава Негруцэ. Кроме того, в марте сообщалось еще о двух задержанных, однако их имена не раскрывались.
В октябре был задержан также экс-премьер Молдавии Владимир Филат. Сам он своей вины не признал, однако Шор на допросе у прокуроров на 10 страницах изложил историю преступлений Филата. Как выяснилось, за оказание различных услуг и "благоприятствование бизнесу" Шора экс-премьер получил около 250 миллионов долларов. (Подробнее о следствии по этому делу мы писали здесь.)
К анализу ситуации было привлечено американское агентство Kroll, которое по окончании работы выпустило отчет.
В нем упоминаются компании, которые принадлежат или подконтрольны бизнесмену Илану Шору. Для них используется специальный термин «группа Шора» (The Shor Group). Из отчета следует, что число этих компаний за последние годы значительно выросло: на конец 2011 года их было 18, а в конце октября 2014 года — уже 39.
Из вышеупомянутых банков деньги начали путь в другие малоизвестные оффшорные фирмы. И лежал этот путь через латвийские банки.
Латвийский след
Латвийский PrivatBank уже наказан за молдавский"отмыв". Совет КРФК принял решение применить в отношении АО "Privatbank" штраф в размере 2 016 830 (два миллиона шестнадцать тысяч восемьсот тридцать) евро. Кроме того, КРФК также отстранила от исполнения должностных обязанностей председателя правления Александра Трубакова и ответственного члена правления Ивету Керпе, а также поручила совету банка полностью сменить его правление.
Вот один из примеров, упомянутых Kroll в связи с этим (стр. отчета 62): в период — с 25 по 26 ноября 2014 года Banca Sociala выдал кредиты в размере 13,7 млрд леев пяти компаниям: Danmira SRL, Davema-Com SRL, Voximar-Com, Contrade и Caritas Group. Объединяет эти компании то, что офисы у них находится где-то на окраинах Кишинева -- такие вот миллионеры из трущоб обнаружились в не очень богатой Молдове.
«Эти деньги были переведены на латвийские банковские счета компаний из Великобритании и Гонконга»,— говорится в докладе. В докладе подчеркивается, что все офшорки использовали счета в латвийском PrivatBank. При этом, следователи указывают: имеется ряд признаков того, что это были подставные компании, созданные для выведение кредитов из Banca Sociala. Так, все 5 фирм были созданы за считанные месяцы до трансакции, между 28 мая 2014 года и 6 ноября 2014 года, и успели только заполнить документы о слиянии.
Обязательства всех пяти фирм перед банками взяла на себя третья сторона — офшорная компания Fortuna United LP (Великобритания). Эта компания зарегистрирована в августе 2014 года. Среди ее учредителей две другие офшорные компании с Сейшельских островов — Brixton Ventures Limited и Trafford United Limited. Контактным лицом Fortuna United является консультант компании Royston Business Consultancy Ltd Ремижиус Микалаускас (Remigijus Mikalauskas).
Далее, 232,2 млн долларов и 544,5 млн евро было переведено на счета офшорных компаний United Technologies LP, Vercell Solutions LP, Danley Impex LP, Expovision Logistics LP и Royalport LTD.
И снова следователи подчеркивают: все офшорки получили деньги от компаний Шора через счета в латвийском PrivatBank. Номер счета - PRTTLV2XXX.
Кроме того, в документах фигурируют и другие финансовые учреждения из Латвии. К примеру, банк ABLV и Latvijas pasta banka, через которые также проходили миллионные сделки.
Проверки еще не закончены
Как было заявлено после наказания PrivatBank, КРФК передаст найденные материалы в правоохранительные учреждения для дальнейшего изучения, чтобы выяснить, не стоит ли привлечь должностных лиц банка за преступления. Кроме того, комиссия продолжает проверять другие сделки, осуществлённые через латвийские банки, которые, возможно, могли быть связаны с фактами, упомянутыми в докладе "Kroll".
Руководитель департамента маркетинга Latvijas pasta banka Лиене Декере на просьбу прокомментировать, приходится ли этому учреждению теперь отчитываться за "молдавские сделки" сообщила нам следующее:
- Latvijas pasta banka в своей деятельности соблюдает все требования латвийских нормативных актах, в том числе и требования закона "По предотвращению легализации средств, полученных преступным путем, и по предотвращению финансирования терроризма", которые включают в себя обязанности сообщать о любой подозрительной или необычной сделке Контрольной службе.
Банку, в соответствии с законом, запрещено, без письменного распоряжения Контрольной службы, распространять информацию о факте сообщения или содержании сообщения. Кроме того, в соответствии с требованиями закона, банк ведет углубленное исследование всех сделок своих клиентов или сделок, проведенных при посредничестве банка, чтобы предотвратить риски легализации преступно нажитых средств или финансирования терроризма.
И вообще: в распоряжении Latvijas pasta banka нет информации о том, что он был бы замешан в расследовании в Латвии или за границей. У банка нет кореспондентстких отношений с банками, упомянутыми в исследовании и банк не получал платежи от них.
Промежуточный финиш: что делают борцы с "прачечными"?
Учреждения по надзору за банками в Латвии работают недостаточно эффективно, чтобы вовремя отслеживать подозрительные сделки по отмывке капиталов. Большинство таких случаев расследуется по сигналам от общественных организаций и из зарубежных масс-медиа, - приводит мнение Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) о Латвии передача De facto.
Упреки, которые содержатся в докладе OECD, достаточно серьезны и могут помешать успеху переговоров о вступлении Латвии в эту организацию. Времени на устранение недостатков Латвии дали до марта.
В адрес председателя Комиссии по рынку финансов и капитала (FKTK) Кристапа Закулиса претензии имеются очень веские. В частности, политики его критикуют за то, что решение по недавнему двухмиллионному штрафу PrivatBank за сделку с сомнительными молдавскими деньгами принимал не лично Закулис, а его зам Петерис Путниньш. У политиков это вызвало недоумение, сам Закулис тем временем утверждает, что во время его отсутствия у заместителя имеются полномочия для подписания таких решений.
в докладе OECD Латвию критикуют за бессистемный, случайный характер проверок кредитных учреждений и филиалов иностранных банков. Второй упрек – недостаточно оперативная реакция на выявленные нарушения.
И третий вывод экспертов OECD – система наказаний в Латвии неадекватна, так как заниматься отмывкой нелегальных капиталов в нашем государстве выгодно – ведь когда банк ловят на нарушении, штраф оказывается несоизмеримо меньше, чем получаемая банком прибыль от сомнительных сделок.
Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"