Профсоюзы, однако, хотят, чтобы в будущем солидарная ответственность применялась на всем протяжении подрядной цепочки и распространялась на всю строительную отрасль.
«Если работнику субподрядчика номер 15 не выплачено вознаграждение за труд и наниматель говорит «Мне не заплатили сверху, мне нечего тебе выплатить», то у работника есть право обратиться к более сильной финансово стороне, возможно, прямо к генподрядчику и получить причитающееся», — объяснила принцип Наталья Мицкевич, эксперт Латвийского объединения свободных профсоюзов (ЛОСП).
ЛОСП призывала внести в законодательство солидарную ответственность еще на этапе прохождения поправок Закона о труде через правительство. Однако тогда добиться своего ЛОСП не удалось. Но борьба не окончилась, считает Мицкевич: «Мы понимаем, что это механизм, для введения которого необходимы переговоры, чтобы принять эту идею, адаптировать ее. Сейчас, когда срочно, до июня, нужно перенести в законодательство минимальные требования [евродирективы], мы соглашаемся продолжить и с ними. Однако мы считаем, что эти переговоры нужны как можно скорее».
Переговоры действительно должны начаться в течение месяца, отмечает De facto. Дело в том, что до 1 мая Министерство финансов должно создать рабочую группу для подготовки плана по ограничению теневой экономики, которая и оценить возможность ввести солидарную ответственность в строительстве. Изначально предполагалось, что этот принцип распространится только на уплату налогов, однако правительство поручило группе решить вопрос комплексно, оценив заодно и нормы Закона о труде, и положения, регулирующие строительство и публичные закупки.
Глава Минфина Дана Рейзниеце-Озола призывает начать дискуссию с обсуждения того, должен ли генподрядчик отвечать за деятельность подрядчика, стоящего на одну ступеньку ниже. Эту позицию она отстаивала на заседании Комитета Кабинета министров. Однако большинство членов правительства сочло, что идти дальше минимальных требований директивы как минимум пока не следует. Министерство благосостояния со своей стороны указывает, что для беспокойства причин нет.
«Иногда, специально «загрузив» все желаемое, топят закон как таковой. И мы не хотели бы, чтоб так получилось. Солидарная ответственность сама по себе очень хороший инструмент. Но начать надо с первого шага — установить отрасли и объем [в котором она действует], а уж потом идти дальше», — заявил De facto шеф Минблага Янис Рейрс. Он утверждает, что надеется достичь соглашения о более обширном применении солидарной ответственности в комиссиях Сейма при последующих чтениях закона в парламенте. Однако правительство просит признать поправки к Закону о труде срочными, а это означает, что поправки можно будет подавать только перед вторым (и окончательным) чтением.
Отвечающее за строительную отрасль Министерство экономики также считает, что следует двигаться в направлении солидарной ответственности. Однако первые же дискуссии показали, что в самой отрасли вопросов по этому поводу больше, чем ответов. Хватает и разногласий.
«Учитывая огромный удельный вес теневой экономики в латвийском строительстве, мы очень ясно понимаем осторожность генподрядчиков относительно возникновения ситуации, когда придется отвечать за всю цепочку [субподрядчиков] и относительно возможностей убедиться, что те платят все налоги», — признал министр экономики Арвил Ашераденс.
Он, впрочем, добавляет: когда латвийские предприниматели получают контракты за пределами страны, такая солидарная ответственность для них — стандартная практика. «Зачастую они именно суб-, а не генподрядчики, и в таких случаях никаких сюрпризов нет. Это четкие и известные требования, которые надо выполнять», — заявил Ашераденс.
Латвийская ассоциация строителей, представляющая главным образом небольшие компании, является одним из активнейших сторонников введения солидарной ответственности и хочет, к тому же, распространить принцип на всю подрядную цепочку, вплоть до заказчика на самом верху. Президент Ассоциации Нормунд Гринбергс считает, что, при наличии такой нормы, и заказчик станет тщательнее проверять, что за субподрядчики привлечены к заказу и какой длины договорные цепочки создаются.
«Чем длиннее цепочки субподрядчиков, тем больше возможностей. И причина для создания длинных цепочек — только и единственно организация схем», — заявил Гринбергс.
В последнее время, по словам Гринбергса, Ассоциация обратила внимание на тенденцию: все чаще поступают жалобы на невыполнение обязательств генподрядчиками — те не рассчитываются за все работы или задерживают оплату. Соответственно, и у субподрядчиков возникают трудности с выплатой рабочим.
Крупные предприятия объединяет Латвийское партнерство строительных предпринимателей. Эта организация призывает — сначала следует решить другие, более актуальные, проблемы отрасли. Например, ввести для строителей электронные ID-карты, разработать классификатор, активнее бороться с зарплатами в конвертах и фиктивными фирмами и т.д.
Идею же солидарной ответственности крупные фирмы оценивают весьма скептически.
«Государство избирает самый легкий способ собрать налоги. В таком случае, раз уж мы от Службы госдоходов знаем, что в строительной отрасли работают 1094 фиктивных фирмы — у меня вопрос: как они работают? И будут ли они платить всем остальным, любому участнику договора? Ведь, если уж мы говорим о «всей цепочке», оплаты можно требовать на любом этапе», — заявила De facto глава организации Байба Фромане.
Источник - lsm.lv