Чтобы выяснить, соответствуют ли расходы владельцев особняков, необходимые на содержание роскошного жилья, их доходам, команда передачи «Запрещенный прием» случайным образом выбрала 100 особняков в Юрмале и под Ригой — в Бабите, Кекаве, Марупе, Гаркалне, Лангстини, а также в Межапарке и Берги. Ознакомившись с публично доступной в Земельной книге информацией, журналисты обнаружили, что часть из расположенных в Юрмале домов принадлежит иностранцам, а часть записана на фирмы.
Для изучения владельцев журналисты использовали поисковик Google.com, а также базу данных Lursoft, в которой можно выяснить, принадлежат ли лицу какое-либо предприятие. В этой базе указаны и уплаченные ими налоги.
Хотя в Латвии заглядывать в кошельки частных лиц не принято, в других странах, например, в Швеции, имеется публичная база данных, в которой любой может выяснить объем налогов, уплаченных каждым жителем страны. И если кому-то кажется, что сосед мухлюет, он может позвонить в налоговую инспекцию и попросить проверить свои опасения.
Журналисты предположили, что на ежедневные потребности, семью, содержание дома и выплату ипотечного кредита владельцам роскошных особняков требуется ежемесячный доход не менее 3000 евро. Команда передачи попыталась связаться с владельцами 20 домов — в основном это оказались женщины.
Суммы ипотечных кредитов на отдельные дома колебались в районе 250—600 тысяч евро, а у у одного предпринимателя размер кредита на покупку особняка достиг 5 млн евро. Предприятия и уплаченные налоги этого господина позволили предположить, что он, скорее всего, может себе позволить роскошный особняк; но как с кредитом 300 000 евро удается справиться работнице детского сада, понять сложно.
В Латвии хорошо живут те, кто работает за границей
Некоторые домовладелицы объяснили, что расходами на содержание дома и оплатой кредита занимается супруг.
«Я не работаю, у меня трое детей, но мой муж — бизнесмен. У него большая фирма Ossov», — ответила Елена Синицына из Бабите.
«Хорошо в Латвии живут только те, кто работают за границей. Мой муж — моряк за рубежом», — объяснила Лана Николаева из Кекавского края, добавив, что работа супруга не связана с Латвией, поэтому и все налоги он платит за границей.
В свою очередь, один из владельцев юрмальских частных домов Илмар Тарашкевич, морща нос при упоминании налоговой политики государства, признал, что честностью не выжить — ни в советские годы, ни сейчас.
«Я коммунист, нас во времена коммунизма все время учили, что государство тебя так или иначе проведет, а сейчас у власти те же, кто был тогда. Они занимаются тем же самым. (..) Я сопротивляюсь», — объяснил Тарашкевич.
Некий пенсионер не захотел делиться секретами успешного бизнеса перед телекамерами, но рассказал, что по образованию он инженер. В советские годы работал на трех работах, а потом — выращивал розы. Затем получил дом в Лангстини, продал его, купил жене бизнес — салон красоты, а потом им подарили дом в Юрмале.
Но многие владельцы домов не были такими приветливыми и сделали вид, что не понимают интереса журналистов.
«Меня весьма огорчают такоие вопросы и интерес. (..) Я самозанятое лицо, я зарабатываю и живу, как хочу, и плачу большие налоги», — сказала присяжный адвокат Зане Эглите.
В свою очередь, работающая в сфере IT марупчанка Инга Зариня напомнила журналистам, что то, может ли человек выполнять свои кредитные обязательства, оценивает банк. Значит, если кредит выдан — то финансовое положение позволяет содержать собственность.
Пятая часть проверенных владельцев домов не имеет официального дохода
В целом с просьбой изучить официально декларируемые доходы и убедиться, что владельцы домов как минимум имеют легальный доход, на который содержат дома, в Службу государственных доходов (СГД) была передана информация о 21 особняке. В отличие от команды передачи, налоговики имеют доступ к информации и о доходах супругов владельцев недвижимости — разумеется, если брак заключен официально.
Возможно также, что владельцы имеют и какой-то иной регулярный официальный доход, сведений о котором в общедоступных базах данных не нашлось. Следует отметить, что информацию, предоставленную СГД, можно публиковать только в обобщенном виде, а не по каждому домовладельцу персонально.
Из 21 проверенного собственника особняков двое, как и связанные с ними лица, не имеют каких-либо доходов, сведениями о которых располагала бы СГД — они не являются резидентами Латвии и платят налоги в других странах. Один хозяин дома на момент обработки данных умер.
Постоянный доход в три тысячи евро и выше задекларирован только у двух собственников. В свою очередь, четыре владельца особняков не имеют никакого официального дохода. Остается лишь гадать, где они берут средства, чтобы содержать себя и дом.
Во всех остальных 12 случаях у собственников имелись постоянные доходы, однако их сумма была меньше, чем 3000 евро в месяц.
Возможно, если у человека нет необходимости выплачивать большие кредиты, и он экономно ведет хозяйство, то можно уложиться и в сумму меньше 3000 евро. Но если объем кредита превышает 300 тысяч евро, как это было у нескольких лиц, напрашивается вывод, что у владельцев особняков имеются другие источники дохода, о которых СГД ничего не известно, и с которых, разумеется, налоги не уплачиваются.
Представители СГД также добавляют, что у части владельцев особняков имеются задекларированные денежные накопления. Возможно, что прорехи в бюджете латаются из этих средств. Правда, в распоряжении налоговиков имеются сведения из деклараций за 2011 и 2012 годы, которые, вероятно, устарели. Более свежие данные СГД не доступны, поскольку банки не предоставляют эту информацию о клиентах.
Источник - lsm.lv