Розыском 200 автомобилей премиальных марок с помощью спутниковых противоугонных систем занимались специалисты группы Westwind, в том числе представители Германии и Литвы. В Таджикистан, по данным СМИ, угнанные из Германии машины попадают, как правило, через страны Прибалтики, где перебиваются номера и изготавливаются чистые документы. Затем авто отправляют в железнодорожных контейнерах.
До сих пор таджикские власти игнорировали ходатайства немецкой стороны о содействии, даже когда по просьбе МВД Германии был сделан запрос по линии МИДа. Обращение министра иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле, ныне ушедшего в отставку, осталось без ответа, а таджикское посольство заявило, что обвинения «не имеют никаких оснований», уточняет InoPressa. Автомобили, попавшие из Германии в Таджикистан, пересекли несколько границ и неоднократно проверялись таможенными органами, все машины снабжены «чистыми документами», объясняли представители Таджикистана свой отказ возвращать автомобили.
После того как скандал приобрел международный уровень, посол Таджикистана Иммомиддин Сатторов заявил, что германской полиции следовало быть расторопнее и искать машины до того, как они попали в Центральную Азию. «Если эти машины были обнаружены по системе GPS, почему они не были обнаружены до того, как были доставлены в Таджикистан? В этом случае немецкие правоохранительные органы могли бы поделиться такой информации с Таджикистаном, и таджикские власти бы не допустили регистрацию машин в своих органах», — сказал он радио «Озоди».
Дипломат уверяет, что таджикская сторона предлагала Германии свое сотрудничество, в том числе выражала готовность проверять и регистрировать каждую вывозимую из Германии на продажу машину, чтобы предотвратить попадание ворованных машин в республику. «Но мы не получали такой информации у Германии и до сих пор не получаем», — уверяет Сатторов.
О том, что взаимодействие в расследовании автоугонов было основной темой встречи экс-министра иностранных дел Германии с послом Таджикистана в Берлине, стало известно из сообщения AFP, но Сатторов отказался признавать состоявшийся разговор чем-то из ряда вон выходящим. «Это не новость. Более того, правоохранительные структуры двух стран работают в этом направлении. У Германии раньше возникали подобные вопросы и к другим странам», — прокомментировал сообщение таджикский посол.
Имомуддин Сатторов возмущен действиями немецкой прессы, которая решилась «без суда и следствия обвинить владельцев авто в том, что они ездят на ворованных машинах». По его словам, Bild не стала публиковать комментарии таджикской стороны, предоставленные накануне появления скандальной статьи и сделано это было для того, чтобы спровоцировать кризис в отношениях ФРГ и Таджикистана.
Интерпол: Таджикистан имеет репутацию «автопрачечной»
О том, что десятки дорогостоящих автомобилей, угнанных в Германии, в конце концов попадают в Таджикистан, еще в 2011 году сообщало издание DW-World. В своей статье оно рассказывало о немецких специалистах, прибывших в Душанбе для помощи таджикским коллегам. «У нас нет конкретных цифр о машинах, угнанных с территории Германии в Центральную Азию. Могу лишь сказать, что Таджикистан получил репутацию «автопрачечной». Помимо него рынками сбыта украденных машин являются некоторые страны Восточной Европы — Молдавия, Румыния, Россия», — утверждал эксперт Интерпола по идентификации угнанных автомобилей Эрик Штурм.
В прошлом году об обнаружении десятка незаконно ввезенных в Таджикистан автомобилей отчитывался заместитель начальника Управления по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями Таможенной службы Таджикистана Курбон Абдуназаров. Он рассказал о тесном взаимодействии с Интерполом. Однако источник агентства Regnum в ГАИ Таджикистана сетовал на то, что немецкая полиция и сами владельцы не торопятся вернуть себе украденные авто. Причиной такой неторопливости могло быть использование схемы, когда «кража» автомобиля совершается с ведома бывших хозяев, которые получают часть стоимости машины у «угонщиков», а также полную стоимость — у страховых компаний.