Представитель «Сумиеси-каи», второй по величине преступной группировки, даже предложил убежище членам иностранной общины — нечто неслыханное в стране, население которой все еще испытывает слегка ксенофобские настроения, особенно в среде правых членов якудзы.
«Ямагути-гуми», крупнейшая преступная группировка Японии, под руководством Тадаси Ирие также открыла двери своих офисов по всей стране для граждан и отправляла грузовики с гуманитарной помощью, но очень тихо и без какой бы то ни было шумихи.
Мафиози скромны, пиариться не хотят
Наибольшую активность проявляла «Инагава-каи», потому что она имеет сильные корни именно в пострадавших районах. Там расположены несколько ее «блоков», или региональных подгруппировок. С полуночи 12 марта и до раннего утра 13 марта токийский блок «Инагава-каи» отправил 50 тонн поставок в здание муниципалитета Хитатинаки (Хитатинака-Сити, префектура Ибараки) и оставил их там, не упоминая о связи данной помощи с якудзой, чтобы дар не отклонили.
Это стало началом их гуманитарных усилий. В поставки входили быстрорастворимая лапша в чашках, бобы, пеленки, чай и питьевая вода. Путь из Токио занял 12 часов. Они ехали объездными дорогами, чтобы попасть туда. Блок Канагава из «Инагава-каи» отправил 70 грузовиков в префектуру Ибараки и район Фукусима, грузы были доставлены в районы с высоким уровнем радиации. Они не записывали, сколько тонн было отправлено. «Инагава-каи» в целом отправила более ста тонн помощи в регион Тохоку. В зоны с повышенным уровнем радиации они ехали без соответствующей защиты или йодистого калия.
Член «Ямагути-гуми» просто сказал: «Пожалуйста, не говорите больше о том, что мы делаем все, что в наших силах, чтобы помочь. Сейчас никто не хочет, чтобы его имя связывали с нами, и нам бы очень не хотелось, чтобы наши пожертвования без долгих слов отклоняли».
Для тех, кто не знаком с якудзой, информация об их филантропии может стать шокирующей, но это уже не первый раз, когда они демонстрируют подобные проявления гуманитарного характера. В 1995 году после землетрясения в Кобе «Ямагути-гуми» была одной из самых активных и ответственных сил на месте событий, быстро обеспечив поставки помощи в пострадавшие районы и начав раздавать ее местному населению. По общему признанию, большая часть этих поставок была оплачена деньгами от многолетнего шантажа и рэкета в отношении жителей этого района, но никто не может отрицать, что они помогали тогда, когда люди нуждались в помощи, — как это делают и сейчас.
Это может привести в замешательство и заставить теряться в догадках, как якудза, представляющая собой организованные преступные группировки, получающая доходы от незаконной деятельности, такой как сбор откупных за шантаж, вымогательство и мошенничество, вообще может иметь какие-то гражданские принципы и добродетели. Однако в Японии с послевоенных лет они всегда играли определенную роль в сохранении мира.
Для справки
Якудза — это весьма серьезные преступные организации, в силу размаха их бизнеса с некторой долей "социальной ответственности". Так, в некоторых случаях они могут своими методами способствовать снижению уличной преступности (следить, чтобы не воровали, не вытаскивали кошельки, не грабили на улицах). Многие японцы до сих пор или восхищаются ими, или терпимо к ним относятся. На самом деле, как показало полицейское исследование, проведенное префектурой города Нары, среди населения в возрасте до 40 лет каждый десятый считает, что якудзе надо позволить существовать или принимать ее как «необходимое зло».
Существует неписаное соглашение между полицией и группировками якудзы о том, что для них является приемлемым осуществление добровольческой деятельности во время кризиса, но при этом они не должны стремиться распространять информацию об этом. До кризиса полиция принимала очень строгие меры в отношении членов якудзы, и любые попытки представить их в героическом свете могут заставить полицию выглядеть глупо.
В якудзе пиара не чужды. Лучшее свидетельство этому - их тщательный контроль и ограниченное появление в шести журналах для фанатов (трех ежемесячных и трех еженедельных), которые пишут об их «подвигах». Сейчас же они больше заботятся о том, чтобы работа была сделана, а не о том, чтобы что-то с этого получить. Как сказал один из членов якудзы, «сейчас в Японии нет ни якудз, ни катаги (обычных граждан), ни гайдзинов (иностранцев). Мы все японцы. Мы все должны помогать друг другу».