23 Ноября 2024 22:12
Новости
  1:47    5.3.2010

Ретродетектив. «Дело Харитонова» и шпионы (3)

В распоряжении редакции оказался уникальный документ из дела Харитонова. А именно: допрос чешского экс-разведчика Минаржика — одного из немногих выживших в сделке с редкоземами. Г-н Минаржик рассказывает: про свою зарплату в 100 000 марок, про схему торговли редкоземами в 90-х и о том, как покупателей (в том числе и его самого) в Риге приковали к батарее. Но они освободились с помощью югославских мафиози.

Ниже — несколько важных нюансов эпизода с редкоземами (краткую фабулу см. «Для справки»).

Разведчик-металлист

История началась с того, что чешский экс-разведчик Минаржик нанялся к немецкому бизнесмену Йозефу Риммеле переводчиком, чтобы помочь ему провести в Риге переговоры с местной «мафией».

«Риммеле вначале хотел заниматься бизнесам по металлам из бывшего Союза. Говорил, что у него есть рынок сбыта, и он хочет его покупать, — рассказывает г-н Минаржик следствию,.— На основании этого я предложил ему услуги по переводу и посреднечеству, и об этом мы договорились. Только тогда, когда был заключен контракт с Коризно (один из подсудимых по «делу Харитонова» — авт.), я попросил в качестве оплаты 100 (сто) тысяч немецких марок. Что он мне и пообещал. Какого либо трудового заключения я не заключал.

...В начале 1993 года Риммеле заговорил о том, что хочет покупать редкоземельные металлы:  цезий-133, рубидий, а потом осмий. Он также интересовался покупкой красной ртути. В этой связи я и Иван Списар (компаньон разведчика) свели вместе Коризно и Риммеле.

Далее проводились переговоры, уточнялись количество и цена. Речь шла о 20-23 тысячах за один килограмм рубидия, который собирались перепродать потом по 45 000 долларов США за килограмм.

В доказательство своих слов разведчик предоставил латвийскому следствию факс от Коризно (см. «Документы: допрос разведчика Минаржика»). Разведчик объясняет, что «Ольга» — означало осмий; «красное крымское вино» — красную ртуть; в) рубидий и цезий — 4 и 5.

Г-н Минаржик также поясняет, что у Риммеле было таможенное разрешение на ввоз в Германию 66,7 кг рубидия, который он отдал в институт «Фрезениус» (ксерокопию разведчик приложил к допросу).

Почему возник «фактор батареи»

Немцы денег за полученный товар не заплатили.  И вот, 25 октября 1993 года в Ригу прилетели Риммеле с Эйхлером вместе с чешскими любовницами и собакой — для дальнейших переговоров. Минаржик это описывает так:

«23.07.1993  Риммеле выслал мне факс, что русские друзья ждут результатов и очень злые. Коризно пишет, что условия сделки нарушены... Короче говоря, Риммеле взял материал и должен был рассчитаться. Для этого люди прилетели в Прагу. Но Риммеле деньги не заплатил. Таким образом, до октября 1993 года Риммел с поставщиками редкоземельных металлов не рассчитался. Его долг составлял около 1,5 млн долларов США».

... «Там стояла автомашина (микроавтобус) с темными стеклами и открытой в салон дверью. Нас затолкали в машину, одели на глаза шапки (шерстяные, вязанные) и одели наручники. Нас встроем с Риммеле и Эйхлером посадили на заденее сидение... Нападаших было 4-5 человек, вооруженные. Мне к виску приставили и держали пистолет. Ехали долго, как минимум час. Я пытался говорить, но они не разрешили. Привезли нас в какой-то гараж и запихали внутрь. Там мы просидели 4-5 часов. Принесли еду, водку и «боржоми». Из еды была курица вареная... Прошло какое-то время, была какая-то стрельба, лай собак. Сперва взяли Риммеле и куда-то увели. Затем взяли меня и вывели по ступенькам наверх, потом куда-то вниз, при помощи наручника прикрепили к трубе центрального отопления. Там также сидел Риммеле...

Я переводил то, что мне говорили. Они спрашивали, готов ли Риммеле заплатить 2,2 млн долларов (они сказали, что его долг уже вырос почти на миллион). На это Риммеле сказал, что он готов заплатить названную сумму в течение 5 дней. Риммеле оттуда увели, а мне сказали, что я остаюсь вместе с Клаусом Эйхлером в качестве заложника. Туда привели Эйхлера и прикрепили наручником к трубе. Клаусу через мой перевод сказали, что он остается, а Риммеле полетит за деньгами и все будет в порядке. Но Эйхлер не верил, потому что у Риммеле таких денег не было и не могло быть».

Потом разведчика выпустили с условием молчать. Он поселился в гостинице с двумя женщинами, а Риммеле улетел — он обещал привезти деньги, и только после этого куда-то заявлять. Но на этом рижские приключение разведчика не закончились. 

«Около 14 часов пришел к нам Горшанов, был сильно пьян... Вдруг Горшанов вытащил настоящий пистолет, передернул затвор и сказал, что каждого из наз застрелит, но главное, чтобы Риммеле приехал в деньгами. Потом Горшанов уснул в кресле.

...Во время еды в ресторане у Горшанова пистолет упал на пол. Это видел официант,и у него затряслись руки. Горашнов пистолет поднял, и вновь засунул за пояс. Мы вернулись в номер... Утром Горшанов приходил извиняться за своё поведение. Он заплатил за гостиницу и обещал купить женщинам билеты».

В Риге появляются десантники из Берлина

Что неожиданно: Риммеле вскоре в Ригу вернулся. Но не один, а с двумя югославами. Про них Риммеле заявил, что это самые крупные мафиози Берлина. Одного из них звали «Чико».

«Оружие у этих югославов я не видел, но думаю, что было. Нас  (меня и женщин) из гостиницы забрали и доставили на самолет Риммеле. Потом мы из Риги вылетели в Дрезден... Что там дальше случилось, я уж не знаю. Знаю, что Клаус каким-то образом освободился. Дальнейшая судьба Риммеле и остальных была описана в прессе— авария самолета. Материал, на мой взгляд, находится в Германии у его адвоката Литке».        

P.S. Про «Опель» г-на Лившица

На днях мы получили  от экс-майора полиции Лившица письмо, в котором он сообщает:

«Марина, прошу простить, что на правах старого знакомого обращаюсь к Вам по имени.

Внимательно и с интересом прочитав Вашу статью Ретродетектив. «Дело Харитонова»: нюансы прослушки «крышуемого бизнесмена Тованцева» и с удивлением обнаружил, что мой «старенький опель» взрывали в 1998 году.  Не смогли бы Вы напомнить мне об этом прискорбном случае и об обстоятельствах случившегося, ибо я, по видимому, позабыл об этом. Заранее благодарен за сотрудничество».

Отвечаем: об этом, в частности, рассказывает в своей книге экс-адвокат Харитонова Николай Тропкин, Олег Лившиц (в книге «Липшиц», который запугивает подсудимого Горшанова), после того, как в 1998 году взорвали его старенький «опель», переехал жить в Америку. Г-н Тропкин иронизирует: «Он сам взорвал этот «опель», чтобы попросить политического убежища».

Книгу г-на Тропкина мы обязуемся г-ну Лившицу передать, как только он появится в Риге :)

\\\\\

Для справки: эпизод с редкоземельной сделкой и другие

Первое обвинение Харитонову и подельникам предъявили в мае 1994 года. В ноябре последовало расширенное обвинение, и, наконец, в июне 1995 года следствие было закончено.

Что в итоге вменили: вымогательство в составе преступной группы с применением насилия, захват заложников, незаконное лишение свободы, использование фальшивых документов, принуждение свидетеля или пострадавшего к даче ложных показаний. В частности «группе Харитонова» вменялось вымогательство у бизнесменов Дукатса, Тованцева, Фалика, двух граждан Германии — Эйхлера и Риммеля.

Последнее вымогательство с захватом заложника оказалось наиболее скандальным эпизодом дела, поскольку привлекло активное внимание спецслужб как минимум четырех стран.

В сущности, его фабула была по тем временам обыкновенная. В ходе сделки бизнесмена взяли в заложники и «нагрузили». В данном случае у граждан Германии Йозефа Риммеле и Клауса Эйхлера, которые приехали купить партию редкоземельных металлов, вымогали 2,2 млн долларов.

Подробности этой сделки такие. Некая эстонская фирма приобрела рубидий и цезий, перевезла в Швейцарию, где разместила в одном из хранилищ. Более года искали покупателя. Наконец нашли Александра Коризно (одного из обвиняемых). Тот привлек к сделке с металлами немецких бизнесменов — за каждый килограмм они должны были заплатить 23—24 тыс.долларов.

Немцы взялись провернуть сделку, но на полпути все застопорилось. Пошли проценты, и уже в октябре 1993 года долг достиг полутора миллионов долларов. Чтобы поторопить партнеров, пришлось взять в заложники 53-летнего Клауса Эйхлера — тогда это случалось довольно часто. 26 суток немецкий бизнесмен просидел в «харитоновской тюрьме», прикованный наручниками к батарее отопления в доме на улице Сармес. 19 ноября немец сумел открыть наручники, сбежал и обратился в полицию.

Скандал с редкоземами сразу приобрел большой резонанс. Ибо сенсационных деталей, поражающих воображение, хватило бы на 4-5 полноценных полицейских боевиков.

Обращало внимание уже то, что  немцы прилетели в Ригу для заключения сделки по редкоземам на частном самолете Cessna  — страшная тогда экзотика для рижской почтенной публики. Ибо к словам «вилла», «частный самолет», «мерседес» и «содержанка» — тогда на постсоветском пространстве ещё только привыкали;

Дом, в котором держали заложника, был весьма примечательным — появилась информация, что он на самом деле принадлежит известному авторитету Балулису (Анимал). Впрочем, сам Анимал остался за кадром этой истории. А официальная хозяйка дома, в котором содержался заложник, Вероника Балоде в суд не явилась, причем, протоколы её первого допроса пропали;

И наконец, переводчик немецких бизнесменов Павел Минаржик, как выяснилось, был в прошлом агентом советской и чешской разведок. Он тоже отказался являться в суд на «процесс Харитонова». Однако остался в живых и даже дал показания для следствия.

Марина МИХАЙЛОВА, Игорь ИЩУК.

На фото: Павел Минаржик (фото — cn.cz).

Оставить комментарий

Комментарии

  • rusha 5 Марта 2010 07:40

    одно и то же мусолят...

  • Amoralez 5 Марта 2010 11:16

    В 1998 г. у Лифшица был Ford "Scorpiо".

  • I. Ishuk to Maruta 6 Марта 2010 01:10

    Uv. Maruta! Polovina otdela vo glave s na4alstvom v otjezde. Vernemsja - objazatelno otvetim pò sushestvu :)

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

  • Дело о договорных матчах: как организовывали проигрыши

    Двое из пяти фигурантов дела в организации договорных матчей в чемпионате Латвии по футболу признали вину полностью, двое отрицают, а один согласен с обвинением частично, - сообщает LSM+. Такую позицию выбрали подсудимые в Латгальском районном суде в Даугавпилсе 19 ноября после того, как прокурор зачитала суть обвинения.
  • Требование взятки 30 000: вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам (дополнено)

    Вице-мэр Кекавы приговорен к 4 годам тюрьмы. Ранее Суд по экономическим делам его оправдал.
  • Штраф за домогательства до 700 евро. За что именно будут наказывать? (4)

    14 ноября Сейм рассмотрел в третьем — окончательном — чтении и принял законопроект, предусматривающий введение административной ответственности за сексуальные домогательства. За это будет применяться штраф до 700 евро. За что именно будут карать виновных? Список достаточно широк: от нежелательных умышленных прикосновений/поглаживаний до демонстрации половых органов.
  • Версия защиты: в администратора Бункуса стреляли с тротуара (2)

    На прошлой неделе Рижский городской суд признал миллионера Михаила Ульмана и его давнего делового партнера Александра Бабенко виновными в заказе убийства администратора неплатежеспособности Мартиньша Бункуса. Но, как сообщает передача Nekā personīga (ТВ3), у защиты другая версия. По мнению адвокатов, не исключено, что в Бункуса стреляли с прилегающего пешеходного тротуара или парковки.

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии