При этом, по его мнению, в данной сфере множество неясностей. «Иногда допуск получают такие люди, которых я бы и на пушечный выстрел не подпустил к гостайне. Иногда наоборот — людям отказывают и у них нет невозможности узнать, почему? Может их оклеветали? Это у нас часто случается».
Допуск — как средство влияния
Депутат напоминает: с отсутствием допуска к гостайне связано много скандалов. Так, к примеру, в течение 3 месяцев не мог начать работу Совет по национальной безопасности, а также Комиссия Сейма по национальной безопасности — у членов этих организаций не было допуска и им пришлось ждать его от SAB довольно длительное время.
— Не хочу никого обвинять, но существующая система позволяет подозревать: затягивание вопроса с допуском к гостайне используется для того, чтобы заставить человека стучать в пользу некоторых спецслужб, — делает допушение г-н Адамсонс. — К тому же, возможно, таким образом пытаются повлиять на людей, у которых есть свое мнение, отличное от мнения некоторых структур. Неудобных таким образом можно и убрать.
Г-н Адамсонс напомнил, что именно путем лишения доступа к гостайне "ушли" ректора Национальной академии безопасности бригадного генерала Креслиньша, а также командира морских сил капитан Лещинскиса. Опытные военные , которым всю жизнь доверяли, почему то вдруг этого доверия лишились...
— Это просто какой-то абсурд, — категоричен г-н Адамсонс.
По его словам, ситуацию все равно придется менять. И тот факт, что Сейм недавно отказался принять поправки к Закону о гостайне, отнюдь не окончательное решение вопроса.
— Будем дорабатывать их, изменим пару формулировок, постараемся убедить депутатов, — подытожил Янис Адамонс.
В чем суть поправок
На минувшей неделе Сейм отклонил поправки к Закону о гостайне, подготовленные «Центром согласия». Они предусматривали определить критерии для проверки надежности претендента на допуск, порядок этой проверки и ее сроки. По мнению заявителей, эти критерии должны быть общедоступны.
Как сказано в документе, в директиве НАТО Directive on personnel security очень четко указаны критерии оценки надежности человека, которого допускают к секретной информации. Любой человек, который претендует на допуск, может с этими требованиями ознакомиться. Таким образом структуры безопасности, принимая решение о допуске, уже не могут манипулировать данными по своему усмотрению.
Однако в Латвии сейчас критерии проверки на допуск указаны и в Законе о гостайне, и во внутренних нормативных актах Бюро по защите Сатверсме (SAB). По мнению подателей поправок, формулировка в законе очень обтекаемая и допускает различные трактовки. В итоге SAB может отказать в допуске к гостайне, никому кроме генпрокурора ничего нет объясняя. В общем, получается крайне субъективное суждение.
При этом 4-я часть 13-й статьи закона предусматривает, что если допуск аннулирован или не продлен, а также если у него понижена категория, это происходит безвозвратно, на всю жизнь. Принцип срока давности не работает.
— У существующей системы есть проблемы со всех точек зрения, — комментирует поданный законопроект г-н Адамсонс. — Во-первых, те, кому отказано в допуске, не узнают, почему это произошло. Так как это сделано на основе секретного документа. Во-вторых, те, кто поступил на работу, которая требует допуска и им его дали, узнают об ограничениях, которые они должны соблюдать, только постфактум. Что тоже не очень справедливо.