С начала года уже шесть иностранных предприятий предупредили государство о возможности обращения в международный суд. В марте о такой вероятности заговорили акционеры AS Latvijas gāze – причем не только российский «Газпром», но и германский Uniper Rurhrgas. Они недовольны нарушением договора о приватизации и перспективой слишком раннего лишения монополии.
Другой потенциальный фигурант международной тяжбы – предприятие Homburg Zolitūde, которое теперь не может использовать недостроенную многоэтажку на ул. Приедайнес в Риге, печально известную после трагедии с обрушением золитудского супермаркета Maxima. В тупик зашли и переговоры компании с Рижской думой, ведется много гражданских процессов о возмещении морального ущерба.
Инвесторы, а это около 800 граждан Нидерландов, не знают, как быть дальше, потому что объект простаивает, и воспользоваться им невозможно, признала представитель Homburg Zolitūde Рута Грикмане. В мае компания в очередной раз предостерегла Госканцелярию, что желает не только вернуть убытки, связанные со строительством, но и взыскать недополученную прибыль. Общая сумма претензий составляет почти 12 млн евро. Следующий раунд переговоров с Homburg – в сентябре.
В августе о намерении обратиться в международный третейский суд объявила и украинская KVV Group, которая купила комбинат Liepājas metalurgs, как теперь утверждает – словно кота в мешке. Украинская сторона возмущается требованием латвийского государства предоставить финансовые гарантии выполнения договора купли, а также упрекает Латвию в намеренном введении инвестора в заблуждение. По версии KVV Group, «это касается тех объемов и параметров оборудования, которое должно было находиться на производстве, и того, которое там реально находилось».
Госканцелярия представляет Латвию в международных тяжбах с марта этого года. По мнению директора этого учреждения Мартиньша Криевиньша, заявления о возможности обращения в международный третейский суд – чаще всего блеф:
«Это чистой воды пиар с целью запугать государство и сказать, что государству вот-вот придется заплатить N миллионов. В действительности мы ни в одном судопроизводстве ни с одной компанией, которая об этом заявляла, не участвуем. Мы ведем переговоры с ними, говорим, пытаемся понять, существует ли какой-то шанс на мировое соглашение – и это то, что мы продолжим делать», - заявил он.
Однако в новейшей истории Латвии имелись такие прецеденты, когда государству приходилось платить предпринимателям, отмечает Panorāma. Например, в 2000 году государство проиграло суд в так называемом деле о разрезанном на металлолом корабле, в связи с чем вынуждено было расстаться с более чем 3,5 млн долларов США. А тяжба с Latvijas gāze в 2003-м о запрете на повышение тарифов обошлась госказне в 6,9 млн латов.
Источник - lsm.lv