Обнародование этой информации становится особо актуальным в свете заключения Госканцелярии, согласно которому заключенный во времена Шлесерса акционерный договор существенно увеличил влияние государства в авиакомпании, вопреки утверждениям Домбровскиса и министра экономики Артиса Кампарса.
По словам Шлесерса, благодаря договору удалось не только предотвратить переход компании под полный контроль частного акционера, но и добиться того, что без согласия государства не может быть принято ни одно важное решение.
Шлесерс также напомнил, что в апреле 2010 года правительство Домбровскиса заключило по существу новый акционерный договор, однако политики «Единства» упоминают лишь договор, заключенный при Шлесерсе.
Для справки
Нынешняя ситуация сложилась в 2002 году: частный акционер (первоначально — SAS, позднее — Baltijas aviācija sistēmas, или BAS) без согласия мажоритарного акционера — государства — в любой момент мог добиться того, чтобы пропорциональное распределение акций поменялось таким образом, чтобы в руках государства оставалось лишь около 47%, в свою очередь частный акционер увеличивал свою долю (до около 52%), рассказала газете Diena глава Государственной канцелярии Элита Дреймане.
То есть, в любой момент без согласия государства могла возникнуть ситуация, что государство больше не могло повлиять ни на одно решение в связи с деятельностью аirBaltic, так как, в соответствии с общими процедурами Коммерческого закона, для принятия решений на собрании акционеров необходимы 50% плюс один голос, объяснила Дреймане.
Такая ситуация сложилась из-за выпущенных в 2002 году облигаций по конвертации, которые первоначально приобрела SAS с правом конвертировать их (превратить в акции) до 2012 года, а также с правом продать их третьим лицам (то есть BAS).
В конце 2008 года SAS предложила государству приобрести 47% акций и облигации, но Кабинет министров принял решение об отказе от права первой руки. Вместо этого SAS вступила в BAS. Поэтому государство не могло вести переговоры с BAS как мажоритарный акционер, так как большинство было только на бумаге и в любой момент государство могло потерять и это численное большинство, заявила Дреймане.