То есть: даже самые активные критики действий России на Украине попадают под "военные" поправки в латвийском Законе об иммиграции.
"Мы с мужем не согласны"
Итак, департамент по административным делам Верховного суда Латвии отказался возбудить кассационное производство по делу, в котором два гражданина России оспаривали неблагоприятное для них решение Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ, PMLP). Им отказали в повторной выдаче временного вида на жительство, основанного на приобретении недвижимости в Латвии.
Из материалов дела следует, что заявительница в 2017 году получила временный вид на жительство до 2022-го года, так как ей принадлежала недвижимость в Латвии.
Второй заявитель получил разрешение как ее супруг.
Однако после начала военных действий на Украине латвийские депутаты внесли изменения в нормы Закона об иммиграции, приостановив возможность продления временных видов на жительство для всех граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, получивших разрешения на основании приобретения недвижимости в Латвии.
Что существенно: новые нормы не предусматривают оценку позиции конкретного лица по поводу военных действий России против Украины.
В 2022 году заявители обратились в УДГМ с просьбой продлить их виды на жительство, но получили отказ на основании внесенных изменений в закон.
Решение учреждения было обжаловано в административном суде, но суды первой и второй инстанций отклонили жалобу.
"В интересах национальной безопасности"
В свою очередь Верховный суд отказал в кассации. При этом ВС указал, что выдача вида на жительство на основании приобретения недвижимости — это самостоятельное политическое решение государства, которое в данном случае обосновано соображениями национальной безопасности в конкретной геополитической ситуации.
Таким образом, различный подход к лицам, запрашивающим вид на жительство на основании трудовой деятельности (что связано с обязательствами Латвийской Республики в сфере права Европейского союза), и лицам, запрашивающим разрешение на основании приобретения недвижимости, имеет обоснованную и объективную причину.
Мнение заявителей о том, какая группа лиц представляет большую угрозу для национальной безопасности, в данном случае не имеет юридического значения.
Также в решении отмечено, что для предотвращения возможных угроз национальной безопасности, связанных с пребыванием граждан государства-агрессора в Латвии, в текущей геополитической ситуации государство не обязано доказывать, представляет ли конкретный гражданин Российской Федерации фактическую угрозу безопасности страны.
(Дело No: SKA-417/2024 (A420143723).
Антон Городницкий, "Сегодня"