Кандидаты на этот пост шефа полиции уже названы: это начальник Главного управления полиции порядка и заместитель начальника Госполиции Гунтарс Маркитанс или начальник Управления полиции Рижского региона Интс Кюзис.
Сегодня и.о. министра внутренних дел Айгар Штокенбергс встретится с ними, чтобы обсудить ситуацию.
По мнению министра, уже в ближайшее время правительство может принять решение о новом начальнике.
— Это должен быть человек с высоким авторитетом и хорошо известный среди полицейских, — заявил г-н Штокенбергс kriminal.lv. — Переговоры начнутся уже на этой неделе — у полиции накопилось множество проблем, решать которые нужно незамедлительно.
На вопрос журналистов, считает ли министр, что его предшественница — Линда Мурниеце — ошиблась в выборе начальника Госполиции, г-н Штокенбергс ответил так:
— Похоже, это поняла и сама Линда Мурниеце, ибо в последние недели на своем посту она пыталась несколько «встряхнуть» Артиса Велшса, заставить его ответственнее подходить к выполнению своих обязанностей. Однако, похоже, есть какие-то границы, которые г-н Велшс не может перешагнуть. Желаю ему приобрести больше опыта. Не исключено, что через несколько лет он продолжит свою карьеру на ответственном посту.
Вопрос с доплатами полицейским повис в воздухе
Официальной причиной перевода Велшса стало то, что он не выполнил поручения до 15 июля разработать предложения о доплатах полицейским в зависимости от качества их работы и нагрузки. Также к этому сроку начальник полиции не представил предложения по организации работы полицейских участков.
Г-н Штокенбергс подчеркнул: у полиции сейчас трудные времена и ее работники уже давно ждут перемен. Переоценка реформ в полиции — это одна из основных задач, отмеченная г-ном Штокенбергсом при вступлении в должность. «Нужно проанализировать их сущность, соответствуют ли они целям программы национальной безопасности, каковы возможные риски», — заявил министр.
В последнее время от высших чинов регулярно звучали обещания того, что сотрудники полиции начнут получать доплаты за успешную работу по борьбе с преступностью. Речь шла о премиях в 100 латов.
Однако воплощение проекта пока зависло в воздухе. По мнению министра, экс-начальник полиции с этим заданием не справился.
Артис Велшс: «Это был шок»
Сам экс-начальник Госполиции был удивлен приказом о переводе. По его словам, до сих пор он не получал никаких упреков или других замечаний в связи с работой на своем посту.
— Это был для меня основательный шок: мне не давали понять, что ждали от меня изменений в деятельности. Претензий по поводу того, что я что-то делал неправильно, не возникало. Меня не просили улучшить мою работу, — говорит Велшс.
Он руководил Госполицией в течение 7 месяцев. Кандидатуру Велшса утвердила предыдущий министр внутренних дел Линда Мурниеце 11 января этого года, после того как прежний начальник Госполиции — генерал Валдис Воинс — подал прошение об уходе на пенсию.
До этого назначения 36-летний полковник-лейтенант Велшс возглавлял Административное управление Госполиции.
Он начал службу в 1993 году в роте патрульной полиции в Юрмале. В 2002 году он стал старшим инспектором Юрмальского управления полиции, затем заместителем его начальника и начальником штаба, а в 2003 году перешел в отдел кадров Госполиции.
Велшс стал одним из самых молодых шефов полиции в истории Латвии. Что вызвало слухи: должностью он обязан личным связям с Линдой Мурниеце, так как является другом ее семьи. Сам кандидат на этот счет заявлял, что «подобные слухи не хочет даже комментировать».
Вступив в должность, он отметил, что будет смотреть на развитие полиции с точки зрения администратора, не отдавая предпочтения ни одной из ее структур.
Однако при смене министра, как видим, «оргвыводы» последовали незамедлительно.
Скандалы экс-начальника
Время, пока Госполицией руководил Артис Велшс, запомнилось несколькими громкими ЧП.
Так, в конце января произошло вооруженное нападение на игровой зал Fenikss в Екабпилсе. Налетчиков задержали — двое из них оказались работниками Тукумского полицейского участка, еще двое — сотрудниками спецотряда Alfa. При задержании нападавших был застрелен полицейский, несколько человек ранены. Такого в системе внутренних дел не случалось за последние двадцать лет.
Уже через месяц после назначения новый начальник Госполиии заставил о себе говорить, признав в интервью журналу Klubs, что пробовал наркотики — травку. «Нет, в начале девяностых я попробовал покурить, но не скажу, что понравилось», — заявил он. Это признание главного полицейского процитировали практически все латвийские СМИ.
Еще одно неловкое высказывание последовало в том же месяце. В передаче телеканала LNT «900 секунд» Артис Велшс, поясняя ситуацию, при которой многие сотрудники хотят работать больше и получать за это более высокую заработную плату, заявил: в полиции работают те, «кто не нашел работу в другом месте».
Однако и на этом скандалы не закончились. В феврале за одну неделю оказались задержаны сразу пять полицейских: двое попались в центре Риги на краже из внедорожника BMW X5, двое задержаны пьяными в Юрмале, а полицейский, охранявший здание правительства, торговал наркотиками. Артис Велшс заявлял тогда, что «чистка рядов» только пойдет на пользу структуре.
И, наконец, произошло ЧП в кинотеатре Forum Cinemas — сразу после окончания фильма четырьмя выстрелами был застрелен мужчина. После этого убийства, несмотря на статистику, по которой общий уровень преступности в Латвии с каждым годом падает, данные социологического опроса показали реальное отношение населения к «людям в форме»: только 10 процентов жителей считали, что полицейские заслуживают уважения... Никакой серьезной реакции Госполиции после этого не было.
И еще. В мае Госконтроль, изучив отчет за 2010 год, обнаружил много недочетов и нарушений в работе учреждений системы внутренних дел, а также в самом министерстве. Так, по данным проверяющих, оказалось, что Госполиция незаконно наживается на штрафах за парковку, в Полицейском колледже теряют вещи на тысячи латов, а погранохрана весьма вольно обращается с европейскими миллионами. Свои выводы о многочисленных нарушениях в структурах МВД Госконтроль передал в Генпрокуратуру. Однако о нарушениях стало известно вовсе не из самого Госконтроля, а из публичного заявления МВД. Линда Мурниеце потребовала ответа у своего протеже.
Параллельно с этим развернулся и международный скандал: Дания ввела контроль на границах с Германией и Швецией. Как пояснили власти этого государства, из-за балтийских преступников, которым вменяют 80% преступлений в Скандинавских странах. Артису Велшсу пришлось оправдываться и в этом, уверяя, что латвийская полиция вполне справляется с преступностью. А реформы пошли полиции на пользу.
Однако к этому моменту европейских коллег из профсоюзной организации EuroCop потрясла латвийская экскурсия. Они были шокированы, узнав, что более 300 наших полицейских оформили статус малоимущих, а следователи уезжают на заработки в Ирландию. EuroCop даже пригрозил Латвии исключением из Шенгена.
Можно ли верить статистике
Михаил Хесин, руководитель известного детективно-охранного агентства Biznesa Drošība, майор полиции в отставке, считает, что к радужной полицейской статистике стоит относиться осторожно.
— Одна из официальных причин, по которым власть не видит какой-либо необходимости реорганизовывать полицию иначе как через сокращение работников — хорошая динамика уровня преступности в 2009 —2010 годах, — говорит он. — Но давайте посмотрим на официальные данные вдумчиво. Начнем с убийств, которых, согласно статистике, в 2010 году было на 26 меньше, чем в 2009-м. Убийства, совершенные на почве корысти, мести, с целью сокрытия другого преступления либо в ходе его совершения, и т.д. — значительно опаснее для общества, чем бытовые. Их в 2010 году было 65, а в 2009-м — 70. Итого: -5. Снижение есть, правда, не такое эффективное, как нам показывает общий итог (-26).
Однако цифры по «тяжким телесным повреждениям со смертельным исходом» вынесены в отдельную графу. Посмотрим на эту статистику, что мы видим? Рост: 121 случай в 2010-м против 110 в 2009-м. А теперь для верности, чтобы не путаться в юридических оценках, объединим их со статистикой убийств — и видим в сумме: в 2010 году 121+65=186, а в 2009-м 110+70=180. Никакого снижения нет, а есть даже и рост. Именно в том показателе, который опасен обществу более всего.
Мы видим, что снизилось на 11,84% число краж из торговых объектов путем проникновения. Но подготовка к этому преступлению почти всегда происходит на улице, а там видеонаблюдение, торговые объекты оборудованы сигнализацией, жалюзи, защитными пленками, есть и охрана внутри и т.д. А что, если воры элементарно сменили объекты посягательства на менее защищенные, не меняя «квалификации»? Так и есть: видим рост краж из квартир и краж (открытым доступом, без проникновения) в небольшом размере. Причем рост в сумме 1013 преступлений против снижения 552. Почти в два раза, однако.