Лейтиетис пояснил, что пока не закончено следствие, он не может сообщить обо всех подробностях дела, однако упомянул, что у латвийских радикалов найдена и идеологическая литература. По данным следствия, участники групп также занимались единоборствами — то есть серьезной физической подготовкой. Подробнее об этом он не стал рассказывать, так как задержанные до сих пор не осуждены.
Начальник Антитеррористического центра также признал в интервью телепередаче Labrīt, Latvija!, что в подобные группировки чаще всего попадают юные, незрелые личности, а также психически неуравновешенные лица. По словам Лейтиетиса, его учреждение применяет системный подход для выявления радикалов любого толка в стране и наблюдения за ними.
Балтийский регион, по мнению начальника по борьбе с терроризмом, в плане угрозы терактов довольно мирный, однако бдительности терять нельзя. Как пример Лейтиетис привел Данию, на которую террористы «не обращали внимания» и которая в один миг стала для них целью номер один во всей Европе — стоило только появиться газетным публикациям с карикатурами на пророка Мухаммеда.
После Брейвика
Сейчас, после трагедии в Норвегии, по словам г-н Лейтиетиса, происходит обмен информацией и норвежскими коллегами. Однако в Латвии уровень угрозы терроризма по-прежнему низкий.
Балтийский регион считается тихим и спокойным, однако наши спецслужбы постоянно занимаются превентивной работой. На 100% гарантировать то, что в Латвии не произойдет теракта — нельзя, говорит г-н Лейтиетис.
— Поэтому жители сами должны быть внимательны.
Он подтвердил, что латвийские спецслужбы проверили манифест Андерса Беринга-Брейвика в той части, где имеются отсылки на Латвию. Однако не подтвердилась информация о том, что у Брейвика было какое-либо сотрудничество с латвийскими организациями. Вообще, многие организации, упомянутые в документе, уже исчезли или сменили название. Возможно, факты, упомянутые в нем, — во многом плоды воображения Брейвика.
ПБ следит за радикалами и интернет-комментаторами
Шеф Полиции безопасности Янис Рейникс ранее признал: ПБ усиленно отслеживает случаи радикализации в обществе и предпринимает превентивные меры, но не может полностью исключить общественно опасных действий со стороны отдельных индивидов.
— Норвежский случай доказывает, что абсолютную безопасность общества гарантировать невозможно, — заявил в интервью газете Diena г-н Рейникс. — Норвежские события могут побудить психически неуравновешенных лиц в других странах, в том числе и Латвии, попытаться сделать что-то подобное, что может угрожать безопасности общества и индивидов, чтобы таким образом обратить на себя внимание.
По его словам, заранее идентифицировать таких лиц довольно сложно, но ПБ делает для этого все возможное.
Усиленное внимание уделяется и правым, и левым радикальным и экстремистским организациям. По словам Рейникса, хотя эти организации и пытаются привлечь к себе внимание провокационными действиями в такие даты, как 16 марта и 9 мая, широкой поддержкой общества они не пользуются.
— Отсутствие сильных и образованных лидеров, финансирования, а также слабая идеологическая и организаторская база являются главными причинами, которые мешают им развернуть деятельность, — сказал Рейникс.
Под усиленным контролем ПБ была и остается интернет-среда. Спецслужбы следят за радикальными и экстремистскими высказываниями, обменом информацией между организациями, попытками завербовать новых членов. Янис Рейникс призывает всех жителей информировать ПБ об увиденных в социальных сетях и других ресурсах комментарии, в которых содержатся призывы бороться с конкретными людьми, этническими социальными и религиозными группами и прочие противозаконные действия, связанные с насилием.
О борьбе с немотивированными преступлениями
Предотвращение ЧП, подобных норвежскому — один из приоритетов Госполиции, заявил kriminal.lv кандидат в начальники Госполиции генерал Инт Кюзис.
— С момента начала кризиса преступлений, связанных с немотивированной агрессией, становится все больше, — пояснил он нам. — Сейчас у всех на слуху шокирующий случай в Норвегии. Однако «дело Брейвика» заставило задаться вопросом: возможно ли такое и у нас? Для того, чтобы не допустить подобного, требуются усиление оперативной работы, а также связи с населением. Полицейские должны заранее знать и выявлять тех, кто склонен к насилию. Стоит вспомнить хотя бы недавний случай со стрельбой в кинотеатре. Уже после ЧП друзья и знакомые стали вспоминать: «Да, этот человек был агрессивен, носил оружие» и т.д. Но полиция всего этого не знала — нельзя же к каждому жителю приставить охранника. Однако, собирая такую информацию, мы сможем работать на опережение. Диагностирование серийных преступлений и борьба с тяжкими и особо тяжкими преступлениями — вот одна из основных задач полиции.
За подрыв памятника Освободителям осудили «первонкрустовцев»
До сих пор самым значимым делом в сфере борьбы с радикалами был суд над членами организации «Перконкрустс», которым вменили попытку взорвать памятник Освободителям в Риге.
Подрыв памятника Риги произошел ночью 6 июня 1997 года. Как позже выяснило следствие, «команда Шишкинса», которая совершила взрыв, состояла из 11 человек. Движимы они были идеологическими мотивами.
Бюро по защите Сатверсме в рамках этого дела задержало главного идеолога «Перконкрустса» Игоря Шишкина 21 апреля 1998 года. До этого он почти год находился в розыске.
В этоге перед судом предстали 9 членов организации. Они были признаны виновными в подрыве памятника Освободителям Латвии от фашистских захватчиков, хранении и изготовлении взрывчатки, а также разжигании межнациональной розни. Наказания суд назначил им от полутора лет условно до трех лет тюрьмы. Последним в рамках этого дела в 2001 году вышел из-под стражи Игорь Шишкин, отвидевший 2 года и 8 месяцев.