20 июня БПБК начал уголовный процесс: возникло подозрение, что адвокат подговорил врача выдать поддельную справку коллеге адвоката, которая, вероятно, представила соответствующий документ в суд, чтобы отложить судебное заседание.
В этом уголовном процессе право на защиту имеют три человека: адвокат, коллега адвоката и семейный врач. В отношении них избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы.
Дополнительные подробности о фигурантах дела пока не предоставляются.
Ответственность за это (подстрекательство к подделке документа, подделку документа и использование поддельного документа), предусмотрена частью первой статьи 275 и частью третьей статьи 20 Уголовного закона, а также частью первой статьи 275 Уголовного закона.
Как констатирует БПБК, это сейчас довольно обычная практика - судебные заседания откладываются, поскольку кто-нибудь из участников процесса не является по причине заболевания или временной нетрудоспособности. Это затягивает судебные разбирательства, и вызывает подозрения в обоснованности выданных медиками документов.
Заместитель начальника БПБК по вопросам следственных действий Инета Цируле ранее сообщила в этой связи:
- Умышленное затягивание судебных разбирательств отдельными недобросовестными адвокатами или обвиняемыми путем введения судов в заблуждение подрывает правовую среду. Кроме того, это способствует повышению толерантности общества к проявлениям коррупционных и др. преступлений, а также усиливает чувство безнаказанности. Такие случаи недопустимы, они не останутся без внимания, и вовлеченные лица должны считаться с серьезными последствиями своих действий. Недобросовестные действия как адвокатов, так и медицинских работников могут обернуться не только разрушенной репутацией, но и реальным лишением свободы.
"Это процессуальное хулиганство адвокатов!"
Выразил негодование и старший прокурор следственной прокуратуры преступных деяний на службе в государственных органах Янис Омулс:
- Иногда на практике прокурорам приходится сталкиваться с действиями отдельных адвокатов, которые можно было бы охарактеризовать как «процессуальное хулиганство», включающее, среди прочего, и необоснованное затягивание процессов... Несмотря на то, что адвокаты обязаны отстаивать интересы своих клиентов, эта обязанность не должна вступать в противоречие с правовыми принципами и справедливостью. Необоснованное затягивание процессов негативно сказывается на эффективности следствия и судебной системы, а также приводит к нецелесообразному расходованию ресурсов всеми вовлеченными сторонами...».
Реакция главы совета присяжных адвокатов
Председатель Латвийского совета присяжных адвокатов Янис Розенбергс в свою очередь сообщил:
- Во-первых, проблематика необоснованно выданных листов нетрудоспособности, видимо, приобрела достаточно широкий масштаб, чтобы правоохранительные органы, прокуратура и суды идентифицировали её как один из способов подчас недобросовестного затягивания следственных и судебных процессов.
Во-вторых, похоже, что правоохранительные органы полны решимости бороться с этим явлением уголовно-правовыми средствами. Скорее всего, в ближайшем будущем будут начаты и другие уголовные процессы, и они могут коснуться любого лица, которое сделало, получило или использовало такие необоснованно выданные листы нетрудоспособности.
Совет «заболеть на ближайшее судебное заседание и сделать лист нетрудоспособности» с точки зрения уголовного права также может быть истолковано как подстрекательство к подделке документов и использование поддельных документов.
Наличие таких процессов можно воспринимать как четкий сигнал и для медиков, и для всех участников процесса — необоснованно выданные листы нетрудоспособности перестанут быть средством затягивания судебных процессов, и за попытки таким образом помешать ходу процесса может быть применена и уголовная ответственность. Высоко ценю решимость правоохранительных органов заниматься борьбой с этим явлением. Если в результате неё следственные и судебные процессы станут быстрее и эффективнее, им не будут мешать и препятствовать различные недобросовестные «больные», то выиграют и судебная система, и все общество в целом.
О коррупционных долгостроях и ускорении
БПБК также сообщает: на конец 2023-го года в судебных инстанциях находилось 90 начатых и расследованных бюро уголовных процессов против 209 лиц. В прошлом году было рассмотрено 11 уголовных процессов, по которым 25 лиц были осуждены.
Так называемые дела «Латвэнерго», «Магониса» и «Стабини» — лишь некоторые из уголовных дел, по которым БПБК вело досудебные расследования, однако судебные разбирательства по этим делам длятся уже не менее 10(!) лет.
Что существенно: к 2021 году средняя продолжительность судебного разбирательства по уголовным процессам, начатым и успешно расследованным БПБК, составляет 5,4 года, а после 2021 года — всего девять месяцев.
Это ускорение БПБК связывает с созданием Суда по экономическим делам, который рассматривает, в частности, тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления, совершенные государственными должностными лицами. Например, присвоение взятки, полученной государственным должностным лицом для передачи другому должностному лицу, и получение взятки в крупном размере.