«У нас была отличная встреча с крупнейшими банками Латвии! Мы обсудили ряд их предложений для укрепления законов здесь, в Латвии. И я считаю, что латвийские банки создали замечательные рекомендации, которые мы всячески поддерживаем».
Рекомендации эти, по словам председателя правления Ассоциации коммерческих банков Латвии Санды Лиепини, должны сузить возможность для отмывания средств. Во-первых, это ограничения сотрудничества с подставными компаниями. Во-вторых, условия, определяющие, кто может находиться в правлении банка.
Но все вышеперечисленные банки, с представителями которых общался высокопоставленный американский гость – в основном обслуживают именно латвийских клиентов. То есть за столом переговоров не было представлено ни одного финансового учреждения, которое работает с нерезидентами. Таков был выбор американцев, говорит Лиепиня:
«В этот раз со стороны посольства США на сегодняшнюю встречу были приглашены 4 крупнейших банка, обслуживающие латвийских клиентов».
В любом случае, даже без участия в разговоре банков, которые в основном обслуживают нерезидентов, рекомендации по поправкам к законам уже переданы правительству и премьеру. В укреплении надзора за финансовым сектором Латвии помочь обещали и американские коллеги, отметила министр финансов Дана Рейзниеце-Озола (СЗК):
«Правительство со своей стороны улучшит возможности надзора за финансовым сектором. Начиная с акцентирования особого внимания службе контроля. Планируется, что туда привлекут новое правление. Партнеры из США также пообещали, что проведут обучение, что очень важно, чтобы у специалистов были необходимые знания».
Банкам, которые должны отказаться от работы с нерезидентами и подставными компаниями, которых в Латвии, по словам министра финансов, насчитывается около 10, будет трудно переквалифицироваться и найти свою нишу, считает декан факультета бизнеса, управления и экономики ЛУ Гундар Берзиньш:
«Финансовый экспорт, который суммарно приносит Латвии почти 5% ВВП, может в будущем уменьшиться. И банковскому сектору, и Латвии в целом нужно думать, чем заменить эти 5%».
По совам Берзиньша, Латвия когда-то сама приняла решение развивать банковский сектор, но не уделила достаточного внимания регулированию отрасли и контролю работы банков. И в итоге упустила момент, когда нужно было менять правила игры.
Как уже сообщал Rus.lsm.lv, пристальное внимание американского финансового ведомства к латвийских банков началось с кризиса вокруг ABLV, когда заместитель главы Минфина США Сигал Манделькер назвала банк объектом «первоочередной озабоченности» в связи с организацией схем по отмывке капиталов и «препятствованием соблюдению норм». Надзорные органы США объявили о решении фактически отрезать ABLV от операций в долларах США через корреспондентские или расчетные счета в США.
Двадцать пятого февраля Rus.Lsm.lv приводил сообщение Европейского Центрального банка о «волне оттока вкладов из ABLV bank» и заявление самого банка о привлечении 1,36 млрд. евро для выполнения требований клиентов. В ночь на субботу FKTK сообщил, что у ABLV bank наступило состояние недоступности вкладов, а чуть позже ЕЦБ уведомил о принятом решении ликвидировать ABLV и его люксембургскую «дочку». В пятницу 9 марта стало известно, что суд Люксембурга отклонил решение ЕЦБ и разрешил продать люксембургское подразделение ABLV.
Акционеры ABLV bank 26 февраля на внеочередном заседании приняли решение о самоликвидации банка. Соответствующее решение принято для максимальной защиты интересов клиентов и кредиторов.
Источник - rus.lsm.lv