Ранее суд признал Вашкевича виновным по статье о предоставлении ложных данных по доходам и собственности в крупных размерах. По статье «Легализация» экс-чиновник был оправдан.
Белоконь и другие свидетели
Дело рассматривают за закрытыми дверями. Объяснение тому — выступление особо важных свидетелей (сотрудников СГД, а также членов семьи Вашкевича), которые, возможно, будут рассказывать секретную информацию и интимные подробности личной жизни. А закон в этом случае защищает их неприкосновенность.
На процесс вызывались и ряд VIP-персон — к примеру, экс-глава СГД Дзинтарс Яканс, бизнесмен Вилорий Белоконь.
Вашкевич: «Меня хотели убрать любой ценой»
В ходе разговоров с Телеграфом Владимир Вашкевич неоднократно подчеркивал: он ощущает особое к себе отношение органов. Дело о декларации — одно из проявлений этого.
— Иногда у меня вообще складывалось такое впечатление, что в стране только две проблемы: бюджет и Владимир Вашкевич, — заявил он нам. — Это, конечно, большая честь. Особенно хорошо я это прочувствовал с 2006—2007 годов, когда появились дела о моей декларации (чтобы можно было отстранить от должности) и контрабанде — все было свалено в кучу.
Поскольку у меня есть опыт работы в расследовании уголовных дел, я могу почувствовать наличие этого особого, нестандартного подхода с целью навредить как можно сильнее — подавить морально и физически.
И, конечно, у того, кто меня и мою семью так прессует, не могу другого слова даже подобрать, должны быть какие-то более глубокие причины, чем то, что я просто что-то плохое сделал. Но, повторяю, мне не в чем оправдываться. То, что я за это время сделал для страны (Криминальное управление таможни), — это система, построенная с нуля, которая работает. Возможно, то, что мне удалось создать, стало играть какую-то роль, кому-то мешать.
Пока для меня очевидно: Вашкевича хотели убрать любой ценой.
В чем его обвиняли
С 2002 по 2007 год замначальника СГД Владимир Вашкевич пользовался средствами с банковских счетов, принадлежащими офшорной фирме Financial Euro Group LLC и физическому лицу. Он использовал выданные на его имя платежные карточки.
С помощью этих карточек, как считает прокурор, было совершено несколько сделок на общую сумму около 35 000 латов (что больше 20 минималок), но эти сделки не были внесены в декларацию должностного лица.
Вашкевич категорически отрицает свою вину. Как пояснил нам еще перед началом процесса его адвокат Айнар Платацис (ныне пропавший), речь идет лишь о бытовых расходах — они были истолкованы как «сделки». Причем речь идет о карточке его престарелого отца Петра Вашкевича, по поручению которого он за 6 лет сделал ряд платежей и покупок.
— Подарки дочерям, купленные на кредитную карточку отца, — вот и все дело. Просто смешно, — комментировал дело г-н Платацис. — Разделите 35 тысяч на 6 лет — совсем ведь небольшая сумма получается.
Вашкевич-младший, по словам защитника, никаких «доходов» с этих платежей, сделанных по просьбе старика-отца, не имел. Поэтому и не вносил их в свою декларацию о доходах.
«Дело Kravu termināls» тоже в суде
Тем временем в Рижском окружном суде также за закрытыми дверьми рассматривается еще одно дело по обвинению Владимира Вашкевича. Версия обвинения: Вашкевич с помощью взятки коллеге пытался спасти ООО Kravu termināls. Что интересно: ни руководству, ни представителям предприятия никаких обвинений не выдвинуто.
Как считает прокурор по расследованию особо важных дел Алвис Мигланс, 31 января по просьбе Вашкевича некий чиновник СГД показал ему материалы дела о проверке на ООО Kravu termināls. Эта компания занимается экспедированием транзитных грузов. Вашкевич забрал восемь листов дела, касающихся грузов алкоголя. После чего был задержан сотрудниками KNAB.
Процесс «решения вопроса», по версии обвинения, проходил в несколько этапов и касался не только конкретного дела Kravu termināls. Как сказано в обвинении, в период с декабря 2010 года по январь 2011-го Вашкевич, будучи государственным чиновником, передавал взятки: 26 декабря — в размере 23 700 евро и 2400 латов, 26 января — 1580 евро и 1500 латов, 30 января — 27 600 евро и 1700 латов.
В качестве получателя взятки упоминается директор Управления таможни СГД Талис Кравалис. Совладельцем компании Kravu termināls является Василий Рожков. Именно он назывался как «объект спасения за взятку».