Скандал с кражей этих денег по понятным причинам оказался резонансным. Речь ведь шла о платежах жителей за тепло. Руководству Ventspils siltums, когда присвоения только вскрылись, пришлось общественность успокаивать:
— Надеемся, что деньги удастся с виновных взыскать. Но с полной ответственностью утверждаем, что все платежи жильцов внесены в бухгалтерию. Кража ни в коей мере не повлияет ни на суммы платежей жителей, ни на тарифы.
Что ж, посмотрим, что предприятию в итоге удастся вернуть.
Прокурор: «Они просто не выбивали чеки»
По версии обвинения, дамы договорились между собой, после чего придумали и с января 2006 года реализовали схему «увода» денег предприятия. И никто этого не замечал около 5 лет
Схема заключалась в следующем: кассир, которая принимала наличными плату за отопление, выдала клиентам ордер об оплате. Но чек при этом не выбивала. Далее деньги проводились через программу Revidents и затем формально исчезали, т.е. в бухгалтерском регистре он уже не появились.
От клиентов и руководства Вейнберга и Тунена скрывали наличие подобной программы, поэтому в течение всех этих лет ревизия не могла сравнить данные программы с бухгалтерскими отчётами.
Ежемесячно мошенницы присваивали по 10-20% от всех платежей, получив таким образом за 5 лет сумму в 1 миллион 45 тысяч евро.
Все списывали на должников
Представитель Ventspils siltums Эрик Царс пояснил в суде, что «дыра» в кассе была обнаружена в ноябре 2010 года.
Свидетель напомнил: в тот момент в городе за поставки тепла отвечали две фирмы — Ventspils siltums и Parventas siltums. Вот только во втором предприятии с клиентов не брали наличность. Так что там заниматься присвоениями было трудно. Что касается Ventspils siltums, то «списанные» дамами средства указывались как долги. И, поскольку будущие обвиняемые действовали аккуратно и большой разницы в количестве должников двух фирм не было, подозрений это не вызывало. Это потом оказалось, что клиенты Ventspils siltums просто несколько усерднее платили за тепло, чем это следовало из бухгалтерских отчетов.
Как все вскрылось: сначала вдруг обнаружилось, что ежемесячно пропадают по 6000 латов. А когда начали проверять уже всерьез, то выяснилось, что пропавшие суммы куда более ощутимы.
Бухгалтер и кассир были незамедлительно уволены, а третья сообвиняемая в мае 2010 года сама ушла на пенсию, поэтому последние пять месяцев она не участвовала в махинациях (как считает обвинение, Либковска и Вейнберга за это время украли 39 000 евро).
Промежуточный финиш
С трёх дам через суд просят взыскать 1 450 000 евро. Сейчас свою вину в суде отрицает лишь одна из обвиняемых — экс-бухгалтер Индра Вейнберга. С выплатой компенсации она, конечно же, тоже не согласна.
Заседания продолжаются на текущей неделе. Участники процесса надеются допросить свидетелей.
Кассиры, схемы, приговоры
Кассиры, которые имеют доступ к деньгам клиентов, отнюдь не первый раз попадаются на незаконной «прибавке к жалованию». И отнюдь не первый раз с махинациями на коммунальных платежах. Приведем несколько примеров из .последних, чтобы оценить вечно актуальное соотношение «преступление — наказание».
* Минувшей осенью бывшего финансового директора муниципального предприятия Rigas namu parvaldnieks Яниса Калниньша приговорили 4 годам и 6 месяцам тюрьмы. Под следствие и суд он попал после того, как со счетов Rigas namu parvaldnieks плавно «утекли» 247 000 латов.
О махинациях в рижском домоуправлении стало известно весной 2011 года — перед объединением домоуправлений.
Как установило следствие, Калниньш как руководитель финансового управления перечислил со счетов Rigas namu parvaldnieks на счета компании NPK 247 тысяч латов, которые затем потратил на собственные нужды. Чтобы скрыть хищение, он подделал бухгалтерские документы, увеличив на эту сумму задолженность Mezciema namsaimnieks (позже включенное в состав Rigas namu parvaldnieks) перед предприятием Rigas siltums.
Подозрения в фиктивных операциях возникли после анализа финансового потока предприятия и благодаря бдительности других работников домоуправления.
Схема оказалась простой: финансовый директор перечислил украденные деньги на счет фирмы своих родственников и подделал документы так, что якобы они были заплачены за отопление. Затем он активно пытался добиться закрытия соответствующего банковского счета, чтобы замести следы хищения.
Стоит отметить, что в суде первой инстанции он получил 5 лет условно, однако после апелляции приговор стал более суровым — тюремное заключение.
* Несколько лет назад по аналогичному делу судили управдома-кассира Таргальской волости Парслу Карклиню. Даме вменили присвоение 52 тысяч латов.
Как было установлено в ходе следствия, с 2000 по 2002 году кассир Карклиня принимала от жителей волости арендную плату и деньги за коммунальные услуги, но при этом регулярно их присваивал — от 1500 до 3000 латов ежемесячно.
Она выписывала квитанции, но в кассу вносила только часть денег... Когда это вскрылось, пострадали и «вышестоящие товарищи» — экс-бухгалтер волости Озолиня, непосредственный начальник Карклини, была обвинена в халатности при выполнении должностных обязанностей. На скамью подсудимых отправилось и ещё несколько экс-руководителей Карклини.
Первоначальный приговор по этому делу, вынесенный в 2005 году, удивил всех своей суровостью. Даже прокурор просил для экс-кассира условного срока, однако суд распорядился посадить её на 6 лет. Но в 2007 году Верховный суд смягчил наказание: срок сократился в три раза, так что Карклиню приговорили к 2 годам тюрьмы.