До 2017 года монопольным поставщиком газа в Латвии являлось предприятие Latvijas gāze. Все затраты, связанные с покупкой газа у Газпрома, с закачкой его в Инчукалнское газохранилище, с доставкой к нашим горелкам входили в единый тариф на газ, пишет "МК-Латвия". За тем, насколько правильно рассчитан тариф, следила Комиссия по регулированию общественных услуг (Регулятор).
Последний раз рыночная цена на природный газ повысилась в июле 2017 года, что вызвало повышение тарифа и для владельцев газовых плит. Газ стал стоить 0,711148 евро за кубометр вместо 0,6938 евро за кубометр.
В апреле 2017 года Латвия объявила об открытии газового рынка и пообещала сделать процесс понятным. Вместе с открытием рынка Latvijas gāze разделилось на два юридически независимых предприятия: оператор систем передачи и хранения газа Conexus Baltic Grid и оператор систем распределения и торговли природным газом – Latvijas gāze.
Conexus Baltic Grid достались магистральные газопроводы и Инчукалнское подземное хранилище газа емкостью 1,6 миллиарда кубометров.
Затем Latvijas gāze в ноябре 2017 года снова разделилось надвое. Предприятие отделило оператора систем распределения природного газа в отдельное акционерное общество GASO (единственным владельцем которого по-прежнему является Latvijas gāze). Зачем это сделано? Ну как же, надо понимать, что на открытый газовый рынок Латвии вошли еще 15 коммерсантов. А трубы, по которым газ идет к нашим конфоркам, остались теми же, что и были еще с советских времен, никто новые трубы параллельно существующим прокладывать не собирается. Вот эти трубы и передали в собственность акционерного общества GASO.
Аттракцион неслыханной демократии
Этот эксперимент известен всем. Если бросить лягушку на раскаленную сковородку, она тут же выпрыгнет. А если посадить ее на холодную сковороду, а затем постепенно нагревать, лягушка будет сидеть, пока не зажарится живьем.
Сейчас в Латвии под сковородкой с лягушкой (читай, населением) включили горелку, газовую, судя по всему. И сковородка стала нагреваться.
Это метафора. На деле все выглядит, конечно же, иначе. Оператор систем распределения природного газа GASO захотел получать от потребителей фиксированную плату. Для этого подал в Регулятор проект новых тарифов, предложив ввести абонентную плату за подключение.
В минувшую среду Комиссия по регулированию общественных услуг устроила аттракцион неслыханной демократии. Назывался он – общественное обсуждение. Это когда народ говорит: «Нет! Мы с тем, что нам повысят плату за газ, не согласны!», а Регулятор ему отвечает: «Хорошо, как скажете, раз не согласны, то ничего повышать не будем». А можно это пояснить и по-другому: сковородку продолжили медленно нагревать, чтобы лягушка сразу не выпрыгнула.
На общественном обсуждении первой слово взяла Илзе Петерсоне-Годмане, председатель правления акционерного общества GASO. Она познакомила собравшихся с проектом новых тарифов. Впредь при начислении платы за услуги по разделению и доставке природного газа к нашим газовым горелкам планируется учитывать потребление, разрешенную мощность и эффективность ее использования в каждом домохозяйстве. Привет Министерству экономики, обещавшему, что процесс станет понятнее.
Правда, госпожа Петерсоне-Годмане постаралась аргументировано объяснить, зачем надо вводить новые тарифы.
Аргумент первый. Необходимо обеспечить инвестиции в содержание и обновление сети, чтобы GASO был в состоянии предотвращать существующие риски безопасности.
Надо понимать это так: прежде предприятие Latvijas gāze никак не могло обеспечить безопасность. Не хватало на это денег. Правда, прибыль в последние годы у него была более 30 миллионов евро в год. И газопроводы, как мы знаем, содержались в порядке, вовремя ремонтировались и так далее. Но аргумент GASO вполне объясним. Новая компания тоже хочет иметь свою прибыль и желательно, исчисляющуюся миллионами.
Аргумент второй. В последний раз тариф на разделение и доставку газа в Латвии менялся 10 лет тому назад. Но за последние 10 лет потребление газа в Латвии уменьшилось на 30%. Однако, несмотря на снизившийся размер потребления газа, компания Gaso должна обеспечивать безопасную и эффективную инфраструктуру, а для этого требуются инвестиции. Хотя мы тоже можем привести свой аргумент: раз потребление газа снижается, значит, надо умерить аппетиты и смириться со снижением прибыли.
Аргумент третий. В настоящее время те клиенты, которые потребляют газ, платят за тех клиентов, которые имеют подключение, но газ не потребляют. Сейчас в Латвии насчитывается примерно 20 тысяч клиентов, у которых есть газовое подключение, но они не потребляют газ и в результате имеют «нулевые» счета. Поэтому компания GASO предлагает нынешний тариф под названием «плата за разделение природного газа» (1 куб. м доставки) разделить на две составляющие: фиксированную плату за газовое подключение в зависимости от мощности подключения и переменную часть – за разделение газа (1 куб. м доставки).