Откуда же недостаток водителей? Ведь, по данным Дирекции безопасности дорожного движения, только в 2017 году права шофера соответствующей категории CE получили аж 3389 жителей нашей страны (среди них 36 женщин).
Однако в автошколе Krasts говорят, что число желающих стать дальнобойщиками в последние годы резко снизилось. Скажем, в 2015 году права на управление грузовиком получили аж 17 000 жителей страны.
– Но после тучных лет число курсантов постоянно снижается. В среднем в одной группе сейчас учатся 10–20 человек. Из них права получают 60–80%, – говорит директор автошколы Krasts Анна Руньге.
Тем не менее за неполные пять лет в стране выдано 44 193 «корочки» с 95-м кодом, позволяющим осуществлять международные коммерческие перевозки на грузовиках с прицепом и полуприцепом. В какие дали уводят широкие магистрали латвийских дальнобойщиков?
Чего работодатели ждут от дальнобойщиков?
■ Хорошее состояние здоровья, физическая сила, выносливость, способность к концентрации внимания в течение долгих часов.
■ Коммуникабельность, вежливость.
■ Знание иностранных языков – в зависимости от компании. Как говорят, на практике дальнобойщики разных национальностей без труда понимают своих зарубежных коллег.
■ Достаточно элементарных знаний и навыков, позволяющих следить за техническим состоянием автомобиля. Например, умение самостоятельно заменить колесо.
За счет компаний
Причин нехватки водителей несколько. Как полагает Анна Руньге, проблема в отношении самих претендентов к делу.
– Мотивированных курсантов – меньшинство, и они очень востребованы. В нашей школе есть информационная доска, на которой транспортные фирмы размещают объявления о работе. Предприниматели регулярно приходят к нам и спрашивают о самых толковых учениках. Нередко компании даже оплачивают обучение таких людей, а после получения прав водителя уже ждет рабочее место, грузовик и хорошая зарплата. Порой идет речь о целых трудовых династиях! Но другие курсанты пытаются получить заветные корочки год-два, а то и три. Иногда, глядя на такого ученика, я невольно задаю себе вопрос: «Как тебе можно доверить груз и машину?» Куда они потом отправляются, как хорошо и ответственно работают, даже не знаю, – рассказывает директор автошколы.
Непрестижная и тяжелая профессия
По мнению совладельца транспортной компании AST Grupa Сергея Вахтина, еще одной причиной дефицита дальнобойщиков является низкий престиж профессии:
– Молодежь сегодня не идет ни в токари, ни в дальнобойщики, в результате – недостаток рабочих рук!
– А может, причина в маленьких зарплатах?
– Наши автоперевозчики предлагают водителю-дальнобойщику от 1200 евро в месяц и больше. Но многим людям действительно проще за такие же деньги поискать работу в Англии. Работа дальнобойщика очень тяжела, – отвечает предприниматель.
Водитель-дальнобойщик постоянно находится в пути, один рейс по Европе может затянуться на месяц, а то и на полтора.
– После возвращения водителю надо разгрузиться, загнать машину в сервис, выполнить кое-какие формальности и только потом – домой. Человеку дают несколько дней на отдых с семьей, а затем – снова в рейс. Попробуйте неделю пожить в кабине, при этом четко соблюдать европейские требования режима работы и отдыха. Если во время проверки обнаружится нарушение этого режима, то оно грозит большими штрафами. Приведу пример. Как-то наш водитель выехал со стоянки раньше положенного времени. До полных и положенных ему восьми часов отдыха не хватило... 30 или 40 секунд. Штраф составил 180 евро. Водителю пришлось заплатить его из своего кармана. Не закрепил груз, который получил повреждения в пути? Нет штампа в документах от отправителя груза? Штрафы за все эти нарушения водителю придется компенсировать из собственной зарплаты, – объясняет Сергей.
Кроме того, водитель обязан следить за техническим состоянием автомобиля.
– Напрямую хозяева не требуют, чтобы водитель был способен исправить любую неисправность. Но если фура встанет в городе или поперек дороги, то возникнет пробка или аварийная ситуация. Потому дальнобойщик должен уметь очень многое, а не только менять колесо.
Иногда дальнобойщику самому приходится принимать участие в разгрузке машины, проявлять коммуникабельность, вежливость в общении с получателем или отправителем груза.
– Был случай, когда клиент попросил нас не присылать груз с конкретным водителем. Оказалось, тот хамил. Пришлось заменить работника, потому что мы не хотели терять клиента. В целом мы стараемся принимать на работу водителей с рекомендациями с двух-трех мест работы, причем выясняем, почему он ушел с прежнего предприятия.
Если у водителя нет опыта, он может потерпеть дополнительные личные расходы на работе. Сергей Вахтин рассказал о молодом дальнобойщике, который после возвращения из рейса по Европе оказался должен фирме-работодателю три с лишним тысячи евро. Именно столько «стоили» заработанные им штрафы и починка неисправностей, возникших по вине самого шофера. Дальнобойщику еще повезло, что фирма разрешила возвращать долг по частям.
– Далеко не каждый молодой человек готов брать на себя такую ответственность. Потому хорошие дальнобойщики в дефиците. У нас в основном работают люди старше 48 лет, – говорит Сергей Вахтин.
Анна Руньге уверена, дальнобойщик – и профессия, и образ жизни одновременно.
– Одно дело, провести в машине сутки, другое дело – две недели. Потому и случайных людей в профессии очень мало. Хотя я сталкивалась с людьми, которые к своим 40 годам или не определились до сих пор по жизни, или потеряли бизнес, или решили круто изменить свою жизнь и потому сели за баранку грузовика. Как правило, им трудно стать хорошими дальнобойщиками, – делится наблюдениями Анна.
Помимо всего вышеперечисленного, будущим и действующим дальнобойщикам приходится считаться с рисками для здоровья. Как отмечает представитель страхового общества BALTA Людмила Щеголева, специфика работы водителей-дальнобойщиков связана с необходимостью проводить долгие часы за рулем автомашины, преодолевая за день сотни километров. Малоподвижная повседневная работа, нездоровое питание – все эти факторы значительно повышают риск внезапных проблем со здоровьем. В 2016 году почти половина всех несчастных случаев, в которые попадали дальнобойщики, была вызвана инсультами, болезнями сердца и острыми нарушениями работы желудка. По данным Государственной трудовой инспекции (ГТИ), в 2016 году из общего количества пострадавших за границей водителей дальних рейсов по крайней мере девять дальнобойщиков погибли. Увы, негативная тенденция продолжается. Если сравнить данные за пять месяцев текущего года с аналогичным периодом прошлого года, то окажется, что количество несчастных случаев увеличилось на 30%. Чаще всего они происходили из-за усталости водителя, снижения концентрации и возможности реагировать на дорожную обстановку. Также некоторые водители по невнимательности выпадали из кабины или получали травмы во время загрузки или ремонта машины.