Как сообщил руководитель парламентской комиссии по мандатам, этике и заявлениям Виталий Орлов, в комиссию поступило заявление KNAB с просьбой разрешить административно наказать Белевича. Депутаты комиссии этот вопрос рассмотрят на следующей неделе.
Бюро проверило соответствие действий министра закону о предотвращении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц. В соответствии с законом государственному должностному лицу запрещено при исполнении своих обязанностей издавать административные акты, осуществлять надзор и контроль, принимать решения о наказании и предпринимать другие действия, в которых это должностное лицо, его родственники или деловые партнеры лично или материально заинтересованы.
Обобщив результаты проверки, KNAB пришло к выводу, что Белевич этот запрет не соблюдал.
Белевич как министр здравоохранения отдал распоряжение о проведении проверки в ГАЛ на основании заявлений предприятий «Saules aptieka» и «Baltacon», которые утверждали, что агентство обнародовало информацию об объемах реализации ими конкретных медикаментов и просили возбудить дисциплинарное дело против нескольких должностных лиц ГАЛ за разглашение коммерческой тайны.
Как указывает KNAB, члены правления «Saules aptieka» являются родственниками Белевича, а 50% ООО «Baltacon» принадлежат его сыну, который также занимает должность председателя правления этой фирмы.
Белевич по результатам проверки принял решение о дисциплинарном деле против Адовичи, в результате чего оказался в ситуации конфликта интересов. Так как министр является депутатом Сейма, бюро просит у парламента разрешение применить к нему административное наказание.
Сам Белевич не считает, что нарушил закон о предотвращении конфликта интересов, начав дисциплинарное дело против Адовичи.
Как заявил министр, служебная проверка показала, что директор ГАЛ не обеспечила выполнение правил Кабинета министров. Адовиче была снижена зарплата на 10%, а позже министр заявил, что трудовые отношения с ней не будет продолжены и в ноябре она будет вынуждена покинуть должность.
Белевич считает, что Адовича своими действиями добилась дороговизны лекарств в Латвии и реализовала такую политику, от которой в выигрыше оказываются производители лекарств.
Отомстил за фирму сына?
Дисциплинарка Адовичи была связана вот с чем. Государственное агентство лекарств в рамках своих обязанностей должно регистрировать посредников, которые занимаются сделками с лекарствами. И вот, в отношении одного медикамента было замечено, что его объем в Латвии уменьшился по сравнению с тем, сколько было вывезено за границу. В агентстве забеспокоились, что жители Латвии на какое-то время могут оказаться без этого медикамента, потому связались с владельцем регистрации медикамента - SIA Saules aptieka.
Чиновники собирались выяснить, знают ли на предприятии о ситуации и смогут ли обеспечить жителей Латвии лекарством в нужном объеме. Однако в ответ получили жалобу от Saules aptieka и Baltacon о разглашении информации третьим лицам.
Эта жалоба закончилась наказанием для директора агентства. Причем в министерстве подтвердили: дисциплинарное дело начали именно по распоряжению министра.
Что обращает на себя внимание: это не первый конфликт Saules aptieka и Государственного агентства лекарств. Но после того, как министром стал Гунтис Белевичс, последовали жесткие оргмеры для агентства.
"Незаменимых у нас нет"
До того, как Гунтис Белевич ушел в политику, он сам руководил сетью Saules aptieka - был членом правления с правом единоличного представительства. Потом он часть сети продал, а оставшуюся передал сыну.
В свою бытность бизнесменом Белевич-старший неоднократно подавал в суд на Минздрав. В частности, в суде Белевич оспаривал отказ Госагентства лекарств на выдачу пациентам незарегистрированных в Латвии медикаментов. Об этом минувшей осенью рассказывал в программе «900 секунд» снятый с должности госсекретаря Минздрава Риналдс Муциньш.
Однако сам министр не видит во всем этом "конфликта интересов":
-- Тут нет и малейшего конфликта интересов. Когда я руководил Saules aptieka, было много делопроизводств не с Минздравом, а против, чтобы сократить желание сотрудников Госагентства лекарств ущемлять защищенные законом права пациентов. Я всегда считал необходимым начинать такие судебные процессы, - прокомментировал ситуацию для ТВ5 Белевич.
И еще:
-- В Госагентстве лекарств грядут изменения, -- пообещал тогда министр. -- Если есть ответственные должностные лица, которые годами ставили препоны и не могут меняться, я всем предложу измениться. Если не смогут, то тогда должны понимать, что незаменимых людей нет.
Похоже, своё обещание министр держит.
Что говорит наказанная
Директор Госгентства лекарств Ингуна Адовича сообщила нам:
-- В основе наших действия была забота о здоровье и интересах общества. Я считаю, что агентство действовало в соответствии с законом, и для дисциплинарного наказания нет основания. Поэтому, к сожалению, я должна оценить возможность обжаловать решение министра о дисциплинарном наказании.
Г-жа Адовича также подчеркнула, что запрошенная информация была срочно необходима и крайне важна для представителя производителя, чтобы запланировать и обеспечить пациентов зарегистрированными (то есть, с необходимой маркировкой и инструкцией на латышском языке) лекарствами. К тому же , речь шла о медикаментах, включенных в список компенсируемых, доступность которых обеспечить крайне важно.
Закон об открытости информации определяет, что коммерсант, передавая информацию учреждению, указывает, является ли она коммерческой тайной и правовое обоснование этого. Ранее коммерсанты регулярно вносили данные об оптовой торговле лекарствами и никогда не указывали, что это коммерческая тайна.
Спор о ценах на лекарства и параллельном импорте
Тем временем Министр Белевич продолжает настаивать: для уменьшения цены лекарств в Латвии следует активнее вводить дженерики и параллельный импорт лекарств. Последнее означает ввоз товаров без прямого разрешения правообладателя, то есть, когда коммерсант что-то купил за границей и распространяет у нас в стране, переклеив этикетку.
Однако, как нам сообщила специалист по связям с общественностью Госагентства лекарств Дита Окмане, не всегда параллельный импорт выгоден покупателю. По ей словам, сейчас в Латвии таких лекарств завозится больше, чем в других странах Балтии. В регистр включено 311 рецептурных и 101 безрецептурный медикамент (всего 412). В Литве, к примеру, их 242 наименования, в Эстонии - 15. Однако приход параллельно импортируемых лекарств не всегда означает возможность купить лекарства дешевле.
Госагентство сравнило цены на 316 продуктов и выяснило, что:
* в 13% случаев цена оказалась выше;
* в 8% цена была одинаковой
* в 59% случаев цена была немного ниже (разница менее 1 евро)
* в 20% невозможно сравнить (разные упаковки)
То есть: "скидка" даже даже в несколько центов - уже хорошее дело. Но вопрос, кому более выгоден параллельный импорт - пациентам или коммерсантам - так и не прояснен до конца.
Как на лекарства добавляют наценку в 1200%
Пока министр Белевич продолжает публично излагать свои планы - как обеспечить латвийцев дешевыми лекарствами - в аптеках его сына можно встретить таблетки с наценкой 1200%, пишет портал Pietiek.
Дело в том, что сеть Saules aptieka - одна из немногих в Латвии, которая предлагает в том числе и не зарегистрированные у нас в стране лекарства. Отсутствие регистрации влияет на цену. Потому что зарегистрированные медикаменты нельзя продавать по цене, выше указанной в регистре Госагентства лекарств. В сво очередь, у незарегистрированных пилюль и микстур такого "потолка" нет.
В итоге комментаторы в сети сравнили цены на препарат Трифтазин (сильный нейролептик, который выписывают при шизофрении и психозе). В Латвии и в Москве. В Saules aptieka его продают за 8,50 евро (упаковка на 50 таблеток). Но в Москве такая же упаковка стоит 36 рублей (0,65 евро). То есть, наценка составляет 1200%.
В Saules aptieka отрицают, что такая разница - это их рук дело. По словам руководителя аптеки на ул. Бривибас Аниты Позняки, Трифтазин в Латвю завозит оптовик Aniss, а аптечная сеть накладывает только небольшую, регулируемую государством наценку 10-20%.
По её словам, это лекарство необходимо крайне небольшому кругу пациентов - их около 100 человек. О каждом рецепте нужно отчитываться перед Государственной инспекцией лекарств, что в каждом случае обходится в 0,72 евро. В целом за оценку рецептов незарегистрирванных лекарств Saules aptieka платит 500 евро в месяц.
Что касается ценообразования, то г-жа Позняка пояснила: для такого вида лекарств достаточно сложная процедура ввоза. Она включает в себя получение двух видов разрешений, таможню, оценку эксперта (пришел ли правильный товар), ещё один таможенный контроль и новая проверка эксперта (соответствует ли провезенное тому, что написано в разрешении) и другие формальности. По её словам, иногда получает по 8 часов разъездов их одного места в другое, чтобы собрать и отвезти все нужные документы.