К настоящему моменту акции банка упали на 28,9%, в результате чего владельцы потеряли более 9 миллиардов евро.
Это, однако, не означает, что такого же размера будет и штраф. Едва ли шведы так строго накажут свой же банк, но следствие по делу еще идет и в США, где крупные банки наказывают весьма сурово.
Также еще не окончено дело и в Прибалтике. В отличие от Швеции и Америки, эстонские фининспекторы не могут назначить огромные штрафы: местные законы не позволяют.
Swedbank сообщил на днях, что решил в связи с проходящим внутренним расследованием приостановить полномочия руководителя эстонского отделения Роберта Китта и финансового директора Вайко Таммевяли. Из банка и из его совета также уходит Прийт Перенс.
Совет избрал председателем правления Эстонского подразделения Swedbank и исполняющим обязанности генерального директора Олави Леппа, который до этого являлся управляющим рисками Эстонского подразделения Swedbank. Исполняющей обязанности финансового директора и членом правления избрана Анна Кыутс, прежде занимавшая должность главы казначейства. Указанные изменения вступят в силу после утверждения со стороны надзорных учреждений.
Новый председатель шведского Swedbank: "Банк не покинет Балтию"
Изменения произошли и в шведском офисе банка. Акционеры во время внеочередного собрания в среду, 19 июня, утвердили в должности председателя надзорного совета бывшего премьер-министра Швеции Йорана Перссона (Göran Persson), сообщили в Swedbank.
Отвечая на вопрос журналистов, продолжит ли банк обширную деятельность в странах Балтии, несмотря на риски, существующие на рынке, Перссон пообещал, что банк не покинет страны Балтии.
«Я никогда не рассматривал этот вопрос в той перспективе, что нам нужно уйти из стран Балтии», — сказал он.
«Очевидно, что есть риски. С другой стороны, это три соседние страны, с которыми я был тесно связан, когда они избавились от давнего советского гнета и присоединилась к европейскому сообществу. Когда я работал в правительстве, вопрос расширения Европейского союза был одним из важнейших», — вспоминает Перссон.
Он подчеркнул, что шведские банки в странах Балтии «формируют инфраструктуру, в которой развиваются и растут их экономики», поэтому нельзя просто сказать им: «Простите, у нас проблемы и они такие, что нам теперь придется игнорировать вашу экономику».
«Я никогда не рассматривал такую мысль и было бы странно, если бы мы это сделали», — указал Перссон, отклонив спекуляции о возможном уходе Swedbank из стран Балтии.
Перссон был лидером Шведской социал-демократической партии с 1994 по 2007 годы и премьер-министром Швеции с 1996 по 2006 годы. С 1994 по 1996 годы он занимал пост министра финансов Швеции.
В марте совет группы Swedbank освободил от должности президента банка Биргит Боннесен (Birgitte Bonnesen), а в апреле в отставку ушел председатель совета Ларс Идемарк (Lars Idermark). Временным президентом и председателем правления банка назначен Андерс Карлссон (Anders Karlsson).
Браудер не успокоится
С февраля Swedbank привлек к себе внимание в связи с появившимися в СМИ сведениями о том, что через банк прошли крупные денежные суммы, что могло быть связано с отмыванием денег. Общественный шведский телеканал SVT сообщил о подозрениях, что между структурными единицами датского банка Danske Bank и Swedbank в Балтии в период с 2007 по 2015 годы систематически, в крупном размере происходили подозрительные денежные перечисления, общая сумма которых составила по меньшей мере 40 млрд шведских крон (3,8 млрд евро). В числе примерно 50 клиентов были офшорные компании и корпоративные клиенты, которые не вели реальную предпринимательскую деятельность.
Ооснователь британского инвестфонда Hermitage Capital Уильям Браудер обратился в полицию Швеции, обвинив банк в отмывании денег по «делу Магнитского».
Шведский департамент по расследованию экономических преступлений в ответ на это сообщил, что расследования не будет, для этого нет оснований.
Тогда Билл Браудер подал заявление латвийским властям, в котором утверждает, что через латвийское отделение Swedbank отмыли 41 миллион долларов (36,2 миллиона евро). Предположительно, деньги имеют российское происхождение.
В минувшем мае Браудер заявил, что борьба с отмывами "только началась".
Финансист говорит, что он не оставит попытки добиться уголовного дела в Швеции. Сейчас он продолжает искать законные и административные пути, чтобы добиться своего, цитирует его Blomberg.