Первое, что нас интересует в годовых отчетах AirBaltic, это, конечно же, воздушный флот, который как сказано на сайте компании есть и состоит из (аж!) из 25 самолетов.
Если есть самолеты, то это основные средства предприятия, это раздел баланса «Долгосрочные вложения» и пояснения к нему. Тут нас ждет очередное разочарование – основные средства на учете есть, но самолетов нет! В разделе основных средств есть информация только о каком-то оборудовании самолетов на 3 млн евро на конец 2010 года и 7 млн евро на конец 2014 года. Как так? Где же самолеты, ведь без них нельзя летать, нельзя перевозить пассажиров и грузы, а ведь AirBaltic реально перевозит и пассажиров и грузы? Ответа на этот очевидный вопрос в годовом отчете AirBaltic за 2014 год нет.
В одном из примечаний годового отчета за 2010 года есть заметка о закупке самолетов, начавшейся еще в 2008 году. В 2010 году для покупки трех самолетов Bombardier Q400 компания AirBaltic перехватила (взяла краткосрочный кредит) в Rietumu banka 30 млн.долларов США и еще скинулись сами акционеры на 10 млн долларов. Этого хватило на первые три самолета, потом до конца года купили еще пять и в итоге, чтобы финансово выкрутиться с нехваткой финансов – самолеты перепродали по лизингу!
Такая процедура является относительно нормальной в бизнес-практике латвийских фирм и называется она «возвратный лизинг». Смысл сделки прост – поставщик (продавец товара = основного средства) по какой-то причине не хочет или не может продать это основное средство лизинговой компании, поэтому его сначала за счет своих или заемных средств покупает тот, кому объект нужен, а потом его откупает лизинговая компания и тут же отдается назад, в лизинг – в аренду с правом выкупа (финансовый лизинг) или в аренду без права выкупа (оперативный лизинг). Иногда такая операция из-за дефицита финансов и когда банк не дает кредит, проводится и с уже используемыми объектами основных средств, то есть с теми основными средствами, которые находятся на балансе..
В любом случае – операция законная и теперь мы знаем, что AirBaltic самолеты покупала, и они есть, но только находятся в лизинге и, судя по всему, в лизинге оперативном. И это означает, что после окончания договора лизинга самолеты еще раз придется выкупать по остаточной стоимости.
Прибыль
Второй показатель, который в годовом отчете компании всегда ищет и налоговая инспекция, и собственник, и инвестор – это информация о прибыли текущего года и прибылях прошлых лет.
Итак, о прибылях AirBaltic. В данных годового отчета любого предприятия статей прибылей несколько – брутто-прибыль, прибыль до налогов и после них. В Расчете прибыли-убытков AirBaltic статья «прибыль после налогов» выглядит так: 2009 год +9,2 млн.евро, 2010 год -51,1 млн.евро, 2013 год +2,0 млн.евро, 2014 год +10,7 млн.евро. Тенденция в общем-то странная – прибыль, убыток, прибыль, но очень мало и снова прибыль, но общий итог на 1 января 2015 года печален – убыток -215,9 млн.евро.
Правда, в бизнесе прибыль — вещь непостоянная и ее получение, как получение дивидендов, зависит от объема продаж – нетто-оборота компании. Здесь у AirBaltic тоже все не так просто. Объем нетто-оборота за 2009 год – 294,5 млн.евро, за 2010 год – 328,9 млн.евро, за 2013 год – 324,0 млн.евро и за 2014 год – 296,0 млн.евро. Из этих доходов на доходы от перевозки авиапассажиров (основной бизнес AirBaltic) приходится: за 2009 год— 256,97 млн.евро, за 2010 год – 290,8 млн.евро, за 2013 год – 278,8 млн.евро, за 2014 год – 254,2 млн.евро. Вывод – компания AirBaltic находится не в лучшей форме, ее обороты, хотя и нет официально признанного кризиса, падают, то есть у AirBaltic – кризис.
При снижении оборотов, доходов руководство любой нормальной компании начинает анализировать расходы и сокращать все не очень нужные затраты. Что же наша акционерная компания AirBaltic? Анализ данных за 2014 год в сравнении с данными 2013 года мы представляем в виде таблицы.
Итак, что мы видим в действиях руководства компании AirBaltic в 2014 году? Обороты и доходы снижаются и вместо расширения рекламной компании, чтобы их поднять, компания уменьшает количество рейсов и, соответственно, количество перевезенных пассажиров. А это опять же ведет к новому сокращению доходов! В годовом отчете AirBaltic нет информации о количестве рейсов и количестве перевезенных пассажиров. Но есть информация о сокращении расходов на топливо, техническое обслуживание самолетов, обслуживание пассажиров. Все это прямо говорит о сокращении объема предоставляемых услуг, да еще и при увеличении цен на услуги!
Следовательно, с учетом негативного (отрицательного) собственного капитала компании, при сокращении доходов и при отсутствии у руководства компании нужных действий мы можем говорить о том, что на 1 января 2015 года компания AirBaltic является банкротом!
Отрицательный собственный капитал компании в балансе показывает, что сумма его долгов превышает сумму собственных средств компании, того в нее вложили собственники. Негативный собственный капитал компании AirBaltic существует уже давно – на 1 января 2010 года он был -19,4 млн.евро, на 1 января 2011 года он был -28,2 млн.евро, на 1 января 2014 года уже -181,1 млн.евро, а на 1 января 2015 года составил -170,2 млн.евро. То есть, после вынужденного выкупа компании Air Baltic у младшего акционера Флика в 2010 году руководство компании Air Baltic, назначенное латвийским государством, увеличило ее убыточность в 6 раз (!) или на 142 млн.евро. И это неудивительно — так в Латвии, к сожалению, происходит всегда, когда «руку к управлению бизнесом прикладывают свои люди», но тут ситуация – уже за гранью разума...
На момент приобретения компании AirBaltic члены ее правления получали в среднем в месяц 7.7 тысяч евро, а в 2014 году в рамках госуправления – уже 50,55 тысяч евро в месяц!
Компания-банкрот
Что же у нас в сухом остатке после знакомства с финансовыми отчетами компании AirBaltic за 2010 и 2014 годы? Картина маслом, что называется — приплыли:
компания AirBaltic — реально банкрот. Ее чистый долг на начало 2015 года составляет 170,2 млн.евро, по итогам 2015 года – это, возможно, уже будет 200 млн.евро;
руководство компании ничего не делает для увеличения доходов, наоборот, повышает цены и свое содержание (в 2013 году средняя зарплата в месяц для члена правления была 36,33 тысячи евро, в 2014 году – уже 50,55 тысяч евро в месяц);
из годового отчета компании нет четкого понимания, кому и сколько она должна. В примечаниях можно узнать, что государство дало безвозмездно 81,957 млн.евро до 31.12.2013 года и в 2014 году государство одолжило компании еще 36,141 млн.евро. Как все это отражено в самом балансе, понять из годового отчета нельзя;
из примечаний понятно, что компания имеет некоторое количество судебных процессов с вариантом негативного успеха, да еще ей грозят, если верить информации СМИ, и другие процессы;
активы компании не имеют реальной цены, так как там на 15,3 млн. евро «дутый» показатель нематериальной стоимости, на 7 млн. евро оборудование не принадлежащих компании самолетов (!), на 5,9 млн.евро — авансовые платежи за какие-то основные средства.
Итого, в случае начала процесса неплатежеспособности (предтеча банкротства) с компании ничего, кроме долгов, взять будет нечего! О каком инвестировании в этом случае может идти речь — непонятно. На 4-й квартал (октябрь-декабрь) 2015 года, при сохранении уровня доходов компании AirBaltic на уровне 2014 года, приходится чистая нехватка оборотных средств в размере 14 млн.евро. Если же оборот в 2015 году не сохраняется, то «финансовая дырка» еще больше...
Ну и зачем тогда на публику разыграна пьеса с поиском инвестора, который даст 52 млн. евро, а потом и государство еще доложит на якобы покупку самолетов, которые компании AirBaltic даже не принадлежат?..
Евгения Зайцева, независимый эксперт-аналитик для "Вести сегодня"