«Будучи юристом, я с профессиональным интересом следил за этим процессом, опираясь на информацию, которую предоставляют СМИ, – сказал он. – Теперь уже и слепым становится ясно, что этот процесс кончится ничем. Этот процесс в конце концов постигнет та же судьба, что и так называемое «дело Гринбергса».
И в этом уголовном деле прокуроры не разделили, когда Айвар Лембергс действовал как должностное лицо, когда как мэр Вентспилса, когда как депутат Вентспилсской думы, когда как предприниматель и когда как частное лицо. Надеюсь, что суд это сделает. Если эти вещи будут четко разделены, станет ясна общая картина. Проблема обвинения в том, что они все смешали в одну кучу. Такое смешивание было видно и в «деле Гринбергса». Когда суд разложил все по полочкам, выяснилось, что от должностных преступлений не осталось ничего, и от других преступлений тоже — обвиняемый был полностью оправдан.
Во-вторых, все упоминаемые обвинением действия фигурантов нужно рассматривать в соответствие с нормативными актами того времени. События, о которых идет речь в «деле Лембергса», разворачивались во время, когда ни должностным, ни частным лицам не запрещалось вести бизнес в оффшорах. Никому не надо было нигде указывать, действительно ли он является выгодополучателем. Только сейчас в законе «О предотвращении конфликта интересов в деятельности должностных лиц» появилось требование для чиновников декларироваться как выгодополучатель.
«Шесть лет в одной инстанции – перебор»
По мнению Гунтиса Акменькалнса, есть еще один существенный резон против продолжения дела.
«Закон об уголовном процессе ясно утверждает, что правовые отношения нужно урегулировать в разумные сроки. Это означает, что нельзя людей в одной инстанции судить шесть лет, – говорит он. – Те, кто следит за этим процессом, знают, что не по вине обвиняемых он так долго тянется. Это тянется по вине суда и прокуроров. Суд в 2009 году начала рассматривать дело, потом через некоторое время из-за законодательных изменений пришлось начать рассмотрение заново, потому что сменился состав суда. В свою очередь, прокуроры вызывали свидетелями многих персон, которые ничего не могли свидетельствовать о фактах. Месяцами допрашивались люди, которые ничего не могли сказать об обстоятельствах дела, потому что ничего не знали. В лучшем случае, могли сказать только то, как они оценивают обвиняемого. Но их симпатии или антипатии к Лембергсу не аргумент для признания его вины. Плюс непереведенные материалы дела, бумажные горы, которые вообще к делу не относятся, но их надо рассмотреть и так далее».
Акменькалнс призывает генпрокурора самого выступить на этом процессе и подать в суд заявку об отказе от обвинения
«Я думаю, что Калнмейерс проинформирован о событиях в процессе, что он лучше меня знает все его закулисье, в том числе, какие политики и чиновники стояли и стоят за этим процессом и будут реальными получателями выгоды, если обвинение выиграет, – пояснил он. – Надеюсь, что генеральному прокурору хватит храбрости, чтобы сделать все, чего от него требует закон и совесть. Если у генерального прокурора нет какого-то особого интереса продолжать этот процесс, он поступит разумно, если откажется от обвинения».
Источник: freecity.lv/nra.lv