Прокуратура передала в суд уголовное дело, по которому несколько ведущих на тот момент сотрудников "ABLV Bank" обвиняются в легализации 2,1 миллиарда евро преступно нажитых средств, и процесс о применении принудительных мер воздействия к этому кредитному учреждению.
Всего по делу об отмывании денег в крупных размерах в составе организованной группы обвиняются восемь человек.
В ходе досудебного расследования было установлено, что в рамках инфраструктуры, созданной организованной группой для легализации незаконных средств, в период с 1 мая 2010 года по 15 февраля 2018 года легализованы денежные средства, нажитые за границей, в размере не менее 263 538 182 евро и 948 641 578,65 долларов США (1 912 737 857 евро).
Пятеро участников организованной группы на момент совершения преступления занимали ответственные должности в кредитном учреждении. По данным агентства ЛЕТА, обвиняемыми являются бывший совладелец Эрнест Бернис, бывший заместитель председателя правления Вадим Рейнфельд, а также Александр Паже, Игорь Рогов и Каспар Дрейманис.
Дело было передано суду по экономическим делам (СЭД).
Бернис: "Обвинения непонятны"
Обвинения в легализации полученного преступным путем 2,1 млрд евро непонятны, заявил бывший совладельец банка, бывший председатель правления и один из обвиняемых Эрнест Бернис.
"Мы категорически не согласны ни с одним из обвинений. Дело непонятное и неясное", - сказал Бернис, указывая, что банк действовал в соответствии с действующими в то время нормативами.
В том числе Бернис отметил, что за банком осуществляла надзор Комиссия рынков финансов и капитала (КРФК), которая проверяла ряд клиентов, которые упомянуты в деле, и позволила с ними сотрудничать. Кроме того, банк ежегодно проверяли международные аудиторские компании, а также надзор за ним осуществлял Европейский центральный банк.
"Мы полагаемся на справедливый суд и готовы опровергнуть все обвинения прокуратуры. Мы надеемся, что судебный процесс будет быстрым и объективным. За эти годы нас много в чем упрекали, в том числе в нарушении санкций против Северной Кореи, коррупции, но ни одно из этих утверждений не оказалось правдой. Теперь мы будем продолжать борьбу с необоснованными упреками в этом деле, чтобы снова доказать свою правду", - сказал Бернис.
"Нам жаль работников банка, которые так долго живут в неведении, когда закончатся эти процессы. К сожалению, за эти годы мы пережили театральные обыски, необоснованные нарушения прав и аресты имущества. Десятки сотрудников были приглашены в прокуратуру, чтобы объяснить, что они занимались финансовым экспортом, кредитованием, привлечением инвестиций, в соответствии с нормативными актами того времени", - отметил Бернис.
Он также отметил, что за судебным разбирательсвом будет следить множество действующих и бывших должностных лиц других кредитных учреждений, так как в течение этих лет практически во всех финансовых институтах Латвии, Европы и мира были раскрыты серьезные нарушения в отмывании денег (AML). Кроме того, такие нарушения будут открываться и в дальнейшем.
"Банковский бизнес - это бизнес рисков. Исключить все риски невозможно. Каким бы строгим ни был так называемый "капитальный ремонт", невозможно снизить риск до нуля. Они будут появляться и дальше", - сказал Бернис.
В то же время он указал, что в деятельности банка были несовершенства, но таковые есть во всех кредитных учреждениях, тем не менее, банк делал все, чтобы снизить риски.
"Мы существенно снизили круг наиболее рискованных клиентов, инвестировали миллионы евро в управление рисками AML, о чем свидетельствует заключенный в 2017 году административный договор с КРФК", - добавил Бернис.
Также он выразил мнение, что события 2018 года не были направлены только против "ABLV Bank", это было сигналом государству о невыполненных им работах.
"Количество невыполненных работ было много, об этом свидетельствовало сообщение "Moneyval", а Латвию чуть не поместили в "серый список". Но это не может быть ответственностью одного кредитного учреждения. Даже в таких банках, которые гордятся высочайшими стандартами этики и морали, а также эффективным контролем рисков, были обнаружены огромные недостатки в ведении клиентов и в деятельности систем AML. Это подтвердили как исследования журналистов, так и внутренние аудиторские сообщения, которые открыли в этом регионе еще невиданные нарушения", - сказал Бернис.
В том числе он подчеркнул, что за эти нарушения кредитные учреждения скандинавских и других стран были наказаны штрафами, однако против "ABLV Bank" был начат уголовный процесс.
"Огромные ресурсы были нацалены на то, чтобы "все-таки что-то найти. Теперь мы видим десятки томов, которые переданы в наше распоряжение. Мы исследуем каждый из них, потому что сейчас до сих пор непонятно, что это за дело и на каком основании такие серьезные обвинения", - сказал Бернис.
Он также отметил, что банк сотрудничал с прокуратурой с первого дня, предоставляя всю необходимую информацию. "Трудно объяснить, почему понадобилось столько времени - более четырех лет, чтобы расследовать это дело, но мы удовлетворены тем, что это произошло", - добавил Бернис.
Для справки
На внеочередном собрании 26 февраля 2018 года акционеры "ABLV Bank" приняли решение о самоликвидации банка - как было заявлено, это было сделано для защиты интересов клиентов и кредиторов, а также принимая во внимание решение Европейского центрального банка о начале процесса ликвидации". Комиссия рынка финансов и капитала 12 июня того же года разрешила "ABLV Bank" начать процесс самоликвидации. С 12 июля 2018 года Европейский центральный банк аннулировал лицензию, выданную "ABLV Bank".
Проблемы у "ABLV Bank" возникли после того, как в середине февраля 2018 года сеть по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов США ("FinCEN") объявила, что планирует ввести санкции против "ABLV Bank" за схемы отмывания денег, которые помогли Северной Корее в ядерной программе, а также за незаконную деятельность в Азербайджане, России и Украине.
В отчете "FinCEN" говорилось, что руководство "ABLV Bank" до 2017 года использовало взяточничество для оказания влияния на должностных лиц в Латвии, пытаясь предотвратить направленные против него судебные иски и уменьшить угрозы своей рискованной деятельности.
"ABLV Bank" отверг обвинения, а Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) заявило, что не нашло доказательств причастности руководства "ABLV Bank" к взяточничеству.
"Сегодня"