В далеком 2008 году коррекция воды в доме по ул. Лемешу, 17, доходила до 63%. Это значит, что каждый собственник квартиры платил двойной счет за воду: скажем, за пять кубометров реально израсходованной воды и еще за пять-шесть кубометров воды, которая «потерялась» по пути из подвала в квартиры.
– А теряли мы по 260 кубометров воды в месяц, – говорит старший по дому Вячеслав Кузин. – То есть жители сдавали сведения о расходе 250 кубометров воды по квартирным счетчикам, а плату за остальную воду домоуправление раскидывало по квартирам в виде дополнительных счетов.
Однако даже эти чудовищные цифры переплаты не трогали жителей настолько, чтобы самим взяться за дело. Причиной общего пробуждения послужило другое, а именно: смета домоуправления на ремонт канализации на сумму в 47 тысяч евро. Получив такой ремонтный план, собственники квартир всполошились.
– Мы сошлись на общее собрание, и я представителям домоуправления прямо сказал: «Вы что, с ума сошли? За такие деньги можно пять домов отремонтировать!» – вспоминает Кузин.
Теперь жители стали хозяевами
Тогда жители проголосовали против таких трат на новые трубы, а заодно и создали товарищество 17 Bolderāja. Оформив все нужные документы, они заключили с домоуправлением договор уже как полноценные хозяева дома, имеющие право давать указания управляющему.
Теперь надо было самим решать, как улучшать жизнь дома. К 2010 году жители вносили в накопительный фонд всего по 0,02 лата в месяц с квадратного метра.
– Но я на общем собрании сказал: «Те, кто вносит по 0,02 лата, и относятся на эти два сантима!» – говорит старший по дому. – Тогда жители меня поддержали и согласились увеличить накопления до 0,15 лата, или 0,21 евро с квадратного метра в месяц. При этом такие взносы мы делаем только в теплое время года, а когда в доме подключают отопление, то плата в ремонтный фонд снижается до 0,08 евро.
Первым делом при самостоятельной жизни жители утеплили торец дома и поставили на лестничных клетках новые окна. Это было сделано для экономии тепла.
– А дальше мы взялись за всем надоевшую коррекцию. У нас было два варианта: либо начинать работу с замены трубопроводов, либо с установки точных счетчиков в квартирах. Жители проголосовали за второе решение и постановили каждую квартиру оборудовать счетчиками нового поколения.
Между прочим, в домоуправлении жителям подсказали компанию Sistemserviss под руководством Александра Иванова, услугами которой дом впоследствии остался доволен. Фирма всего за неделю-другую поставила в квартирах пятиэтажки 180 новых счетчиков, а расплатились жители из общего накопительного фонда, в котором было около 10 000 евро.
«Я почувствовал себя королем!»
– Мы надеялись, что победим коррекцию при помощи простых, но точных счетчиков без дистанционного считывания показаний. После того, как во всех квартирах появились одинаковые приборы, мы установили на лестничной клетке специальный ящик для квитанций, чтобы людям не приходилось бегать с ними в домоуправление. В первые месяцы коррекция воды сократилась с 60 до 2% в месяц. Я почувствовал себя настоящим королем! – признается Вячеслав. – Но через полгода смотрю – коррекция снова 20%. Я тогда был в ужасе, что делать? Ведь я людям пообещал, что наведу в этом деле порядок! Огорченный Вячеслав пошел к соседке, попросил: «Покажи-ка свой счет за квартиру». Стал проверять, насколько указанные в счете данные соответствуют реальным показаниям водомеров, и обнаружил, что счетчик намотал 100 кубов, а хозяйка квартиры оплатила только 85 кубов.
– То есть человек потреблял пять кубометров в месяц, а ради экономии записывал в квитанцию всего три-четыре кубометра, – рассуждает старший. – Так я понял, что люди будут указывать неточные данные даже при наличии точных счетчиков, поэтому дому нужна дистанционная система считывания.