«Хорошо, что мы не понимаем, что нам кричат в спину на улице, но точно ничего хорошего. Случалось, что на остановках молодые парни начинали нас толкать и гнать прочь. Многие места мы вынуждены обходить, самое опасное -- возле Центральной станции. Никогда не ходим по одному: это самоубийство, если не физическое, то моральное! Даже если вдвоем возвращаться из магазина или университета, настроение по пути настолько испорчено, что нет сил садиться за учебники», – говорит Афан.
Будущих медиков из-за их непривычного внешнего вида регулярно пытаются обмануть в столовых и магазинах.
Число иностранных студентов в Латвии за последние годы выросло на треть, достигнув почти 5 тысяч. По расчетам, эта группа временных иммигрантов ежегодно тратит у нас около 20 миллионов евро – платя за учебу, покупая товары и услуги. Эксперты утверждают, что стране надо ориентироваться на экспорт высшего образования, но местное общество не готово принимать людей с другой внешностью, о чем свидетельствуют и отзывы студентов, и всевозможные опросы. Так, к примеру, в представленном год назад объемном исследовании РТУ указывалось, что четверть иностранных студентов в Латвии сталкиваются с дискриминацией.
Специалист по внешним связям университета им. Страдиня Симона Гурбо рассказала, что жалобы поступают регулярно: «Преимущественно от студентов, которые, хоть и являются гражданами ЕС, но темнокожи. Их не пускают в клубы, в рестораны, есть жалобы, что их били, толкали, на них кричат и угрожают. Есть проблемы с арендой жилья – многие, видя темнокожего студента, не хотят сдавать ему квартиру».
«Опросы показывают, к примеру, что мы не готовы принимать граждан стран Ближнего Востока и Азии, потому что боимся потерять свою идентичность, часть общества уверена, что приезжие в большинстве своем малообразованы», – сказала исследователь Центра прав человека Сигита Занковска-Одиня, открывая организованную на деньги ЕС кампанию «Свои люди».
Жаловаться не идут
Хотя исследования и свидетельствуют, что в Латвии существует дискриминация по этнической принадлежности, и приезжие вынуждены сталкиваться с проявлением расовой вражды, пострадавшие, похоже, предпочитают проглотить обиду, потому что до госучреждений сведения о большинстве случаев не доходят.
Расовая вражда в компетенции Полиции безопасности, но за последние пять лет она начала только один процесс в связи с возможным случаем расовой вражды. Но и это дело было закончено из-за отсутствия состава преступления. Бюро омбудсмена в прошлом году начало пять проверок дел о дискриминации на основании расовой принадлежности или национальности. Латвийский центр по правам человека тоже получает мало жалоб – обычно две в год.
Впрочем, проблема от этого не становится меньше. А учитывая то, что, согласно предложениям Еврокомиссия обнародовала по комплексному решению проблемы миграции, квота Латвии может составить 737 беженцев, ответственным структурам придется попотеть, даже если заявлений и дальше не будет.
Источник - freecity.lv/diena.lv