Под этим подразумевается все еще высокая доступность нелегального алкоголя, борьба с которым на государственном уровне велась в недостаточных масштабах и неорганизованно.
— Несмотря на то что в этом году правительство выступило с Планом борьбы с теневой экономикой, это произошло лишь во второй половине года. Нам сложно судить о достигнутых результатах еще и потому, что предприятия отрасли никто не приглашал к диалогу или информировал о результатах. Единственные факты — это собственные данные о том, что объемы реализации легальных напитков сохраняют тенденцию спада.
Члены АРТА хотели бы заметить, что недавно прозвучавшее объявление Центра экономики здоровья о том, что потребление алкоголя в Латвии сократилось на 38% звучит, мягко говоря, наивно и «притянуто за уши»:
— Сокращение случаев смерти и психозов под влиянием алкоголя, несомненно, является прекрасным фактом, однако вряд ли его можно считать объективным обоснованием утверждения, что общее потребление алкоголя сократилось на 38%. Фактически 38% — это доля нелегального алкогольного рынка. Эта ситуация еще раз показывает, что государству катастрофически не хватает объективных исследований и статистики, которая пригодилась бы и в планировании бюджета государства, — уверены члены предприятий АРТА.
Второе важное событие этого года, по мнению предприятий АРТА, в том, что в ситуации, когда серый рынок алкоголя, по подсчетам АРТА, составляет 40%, правительство проголосовало за довольно странную норму — узаконить домашнее производство алкоголя, обосновывая это содействием развитию сельского туризма и признанием производства домашнего вина традиционным занятием латвийцев.
Не станем говорить о всех аспектах «за» и «против», лучше поговорим об экономической выгоде, которую принесла эта норма законодательства. Но, к сожалению, и эта статистика нигде не опубликована, поэтому сложно оценить экономическую отдачу государству, которую принесли выдача лицензий или достижения хозяйственной деятельности благодаря нововведению.
Подытожив оба вышеупомянутых события, необходимо констатировать, что и в этом году правительство не уделяло должного внимания анализу экономической выгоды решений, принимаемых в отношении отрасли алкогольных напитков. Что затрудняет возможность оценки результатов: был ли план борьбы с теневой экономикой успешен.
Третье важное событие, которое хотелось бы отметить, связано с дискуссиями в соседней Литве о возможном снижении акцизного налога на легальный алкоголь для улучшения его конкурентоспособности. Тот факт, что в Литве началась эта дискуссия, мы оцениваем как сдвиг с «мертвой точки» и желание разрешить ситуацию с нелегальным рынком алкоголя на уровне государственной политики. Экономические процессы в странах Балтии взаимосвязаны и неизменно влияют друг на друга, поэтому каждое решение, принятое соседями, отразится и на Латвии.