Я — охранник
Кто я? Классический бедный студент, который подрабатывает. Что делаю: охраняю с напарником одно из кафе в Старушке. Какое — не скажу. Потому что сертификата у меня нет и оформлен я как-то странно — не охранником, а помощником администратора «по контролю за ситуацией». Работа сменная, в месяц получается около 250 латов.
Что значит контроль за ситуацией? Я хожу по зальчику между столами и усиленно делаю серьезный вид. Хожу не потому, что именно так и нужно, а скорее, потому, что сидеть нельзя — если администраторша увидит, что я сел за свободный столик, она начнет верещать. Громко. Текст будет примерно такой: «Вы сюда, между прочим, не посидеть пришли!»
Наша админша вечно находится на срыве. Корпулентная, хоть и молодая, но уже изрядно остервеневшая. Кому-то может и нравится препираться с обезличенной «тетей Зиной», но это точно не про меня. Поэтому я размеренно хожу практически без остановки между посетителями и блюдами.
Скандалы, драки, дебоши...
Это и еще тайно принесенный посетителями алкоголь — вот те события, которые вносят разнообразие в мой монотонный марш между столиками. Но самое распространенное из правонарушений, с которыми я борюсь во имя справедливости и зарплаты, — это побег нерассчитавшихся клиентов. Скажу сразу: этим грешат как соотечественники, так и интуристы. Так, один раз компания из семи ребят, воспользовавшись неопытностью и дикой занятостью официантки, оставила пустые тарелки с бокалами и сбежала. К сожалению, поняла это официантка слишком поздно, и помочь я ей уже не смог. Другой случай связан с пьяными англичанами, которые, тоже не заплатив, решили пойти отрываться дальше. Но их, на радость официантке, мне удалось догнать, и, припугнув неисправными наручниками, убедить вернуться и заплатить.
Коллеги тоже не дают скучать. Например, очередным летним деньком мой сменщик поддался на рекламу пива и, несколько перебрав, отправился исполнять свой долг. Но в процессе несения службы на него напал крепкий сон праведника, и на радость посетителям нашего кафе, он заснул необычайно крепко, недвусмысленно оповещая об этом своим храпом. Тут же новоявленную достопримечательность принялись фотографировать и снимать на видео со всех возможных аппаратов. Позже страна узнала своего героя в Интернете, чему сильно обрадовалась наша админша. Итог: моего сменщика отправили подальше от глаз, сторожить стройматериалы.
Частный спецназ и дикие иностранцы
А теперь — к чему я все это пишу. Хочется прокомментировать пару актуальных проблем изнутри ситуации: о туристической полиции и частном спецназе.
Вообще, я очень надеюсь, что мое представление об иностранцах, которое я почерпнул из работы в нашем кафе, не соответствует действительности. Так, например, я не видел ни одного трезвого англичанина или итальянца, который бы не пообещал увезти официантку (а иногда и повара) «в прекрасную даль». То есть, складывается впечатление, что либо мы живем в подобии Кубы до пришествия Фиделя Кастро, или же образ «доброго западноевропейского буржуа» вдолбили мне вопреки истине. Сильно вопреки. Ибо для нас — охранников, иностранная речь — это первый признак надвигающихся проблем.
Ситуация с иностранцами вообще мне иногда представляется патовой. Полицию вызывать бесполезно. Из-за незнания языков процесс дознания превращается в смесь шарад и «немое шоу». Поэтому я целиком и полностью поддерживаю идею создания специальной туристической полиции. Таким как я, точно будет проще работать.
И еще. В случаях, когда угроза от подвыпивших посетителей поднималась на самый высокий уровень, я с диким азартом начинал жать дежурную кнопку. После — тянулись минуты гнетущего ожидания и появлялась оперативная бригада. Так, однажды целая группа бритишей, удрученная невниманием официантки, с которой они всеми силами пытались познакомиться ближе, чем того хотела работница, решили не платить, аргументируя это плохим обслуживанием. Я понял: один ничего сделать не смогу, поэтому тревожная кнопка бодренько начала моргать красной лампочкой, вызывая наряд оперативной службы охраны. Через пять минут приехал экипаж, и после моего короткого рассказа о сути происходящего плохо выспавшийся экипаж начал наводить порядок. Наверное, это было бы гораздо удобнее делать с зашнурованными ботинками, но у одного из оперов был другой взгляд на это — он щеголял в полурасшнурованных кирзачах. И правда: вид недовольных людей с пистолетами отрезвил клиентов быстро. Счет был оплачен, а порядок восстановлен. Ну и, конечно, мой пульс тоже вернулся к обычному ритму.
В другой раз я вызвал оперативников из конкурирующей фирмы. Почему из конкурирующей? Потому что в некоторых заведениях общую охрану производит одна фирма, а на непредвиденные случаи заключен договор с другой охранной структурой. Так вот, единожды я имел счастье лицезреть конкуретнов в деле. И был приятно удивлен, с каким огоньком они подошли к делу. И зачинщик, и пострадавший, а также случайный свидетель были очень резко скручены в неудобное для сопротивления состояние.
В течение 2-х минут конфликт был исчерпан. Увидя доброе и душевное отношение к задержанным (лишних пинков не было, только заломы), я проводил экипаж со спокойным сердцем... Но вот клиенты в зале струхнули: кто эти люди? Не полиция... Куда же они повезли пьяных посетителей и что с ними теперь будет?..
Комментарий специалиста
Вот как прокомментировал работу мобильных бригад охранников президент Латвийской ассоциации бизнеса безопасности Янис Зепс:
— У каждой крупной охранной фирмы есть свои мобильные «тревожные» группы. В общем вместе на всю Ригу набирается порядка 80-90 экипажей, которые перекрывают весь город. Для сравнения: в полиции сейчас — по одной машине в дежурной части, плюс на каждый район приходится по паре-тройке дополнительных патрулей. Естественно, что справиться со всем валом преступлений полиция не может.
По словам г-на Зепса, члены его ассоциации помогают раскрывать порядка 20-30% от всех зарегистрированных преступлений. И делают это в рамках закона. Поэтому, если вы видите, что охрана кого-то погрузила в машину и куда-то повезла, — знайте, полиция точно в курсе этого вопроса, — успокаивает г-н Зепс.
P.S. Тут, наверное, нужно немного рассказать об авторе. Как вы заметили, ув. читатели, репортер Антон Городницкий у нас недавно. Выглядит обычным Шуриком: худой студент (юрфака), в очечках. Но фольклор-тосты, как выяснилось в пятницу, собирает вполне прилично, не хуже бессмертного прототипа. Что нового? На дежурства берет лаптоп, там и пишет тексты за подписью «Городницкий». Вы их потом ругаете за ошибки в пунктуации.
М. Михайлова :)