Страницы:
Владимир Бузаев: «У нас готовы поправки к этому законопроекту»
- В тексте законопроекта вообще нет никакого упоминания о жильцах денационализированных домов, -- тревожится Владимир Бузаев, сопредседатель Латвийского комитета по правам человека. – Это отсутствие бросается в глаза в каждом пункте. А ведь для данной категории латвийских жителей это, конечно, полный крах. Поэтому мы разработали ряд своих поправок к законопроекту, так как сейчас объявлено его всенародное обсуждение.
Мы предлагаем внести в текст законопроекта такой термин, как «принудительный договор найма». По аналогии с «принудительной арендой земли под многоквартирными домами». Там почему-то этот термин прижился, а здесь что мешает? Соответственно к этим «принудительным договорам найма» должно применяться другое регулирование. По нашим предложениям, их расторжение возможно только в судебном порядке, кроме того, они могут наследоваться и оставаться бессрочными. Соответственно в Земельную книгу они должны вноситься в качестве отягощения.
Кроме этого, мы предлагаем сохранить существующую структуру, которая регулирует отношения между нанимателями и хозяевами жилья. А именно: Управу по найму. Законопроект Министерства экономики предполагает ее ликвидировать. Это было одно из немногих изобретений ульманисовского времени, которое как раз следовало восстановить, и которое мы с Геннадием Котовым и восстановили, когда были депутатами Рижской думы, внеся на рассмотрение положение об управе. Она существует 15 лет и является хорошим досудебным средством разрешения конфликтов между нанимателями и владельцами жилья.
Мы также предлагаем восстановить «потерянную» Министерством экономики при разработке законопроекта программу решения проблемы жильцов денационализированных домов (предоставление компенсации жильцам за освобождение хозяйского жилья – Прим. ред.). Проект нового Закона о найме разрабатывается уже не в первый раз. Прежний проект был забракован, но в нем эта программа была упомянута. Она реально существует, но практически не движется из-за того, что правительство не выделяет свою долю средств на ее осуществление.
Еще одно наше предложение – в конце концов, создать регистр жильцов с принудительными договорами найма. С чего собственно и нужно было начинать всяческие законодательные инновации в этом направлении.
Один раз жильцы денационализированных домов все-таки в проекте Министерства экономики упомянуты, только не в самом тексте закона, а в аннотации. Там говорится, что 1,5 тысячи жильцов с такими договорами найма стоят на учете в Рижской думе. По нашим оценкам набирается около 10 тысяч семей в Латвии, которых новый закон выносит за скобки и разделывается с ними самым варварским способом.
Самое интересное, что Министерство экономики подошло к этому законопроекту так, как оно, по всей вероятности, подходит к руководству всей экономикой страны. Не представлено ни одной цифры, чиновники не знают, чем они вообще управляют, и не представляют масштабов своих деяний. Поэтому пришлось за министерство поработать – взять результаты переписи населения 2011 года. Из 900 тысяч домохозяйств около 13% живут по договорам найма. Это по Латвии 120 тысяч семей или около четверти миллиона человек. Вот для всех для них этот законопроект и предназначен. Баланс между нанимателями и наймодателями при новом законе полностью меняется не в пользу нанимателей. Это хотелось бы довести до сведения широкой публики и в первую очередь до лиц, принимающих решения.
Законопроект надо вернуть к тем, кто его породил, или лучше - к другой, более квалифицированной рабочей группе. Или в случае отказа в этом, у нас готовы поправки к законопроекту, о которых я только что рассказал. Надеюсь, среди депутатов Сейма найдутся те, кто будут биться за эти поправки во всех трех чтениях по данному законопроекту.
Денис Горба: «Сейчас несладко, а станет горько»
- У людей, которые не живут в денационализированных домах, может возникнуть впечатление, будто сейчас у жильцов хозяйских домов все хорошо, – говорит Денис Горба, юрист Латвийского комитета по правам человека, – они обласканы, и закон их защищает. А после принятия обсуждаемого законопроекта положение хозяйских жильцов существенно ухудшится. Но на самом деле и сейчас у этой категории жителей много проблем, с которыми они сталкиваются ежедневно. Домовладельцы по-прежнему давят жильцов по всем фронтам.
Не далее, как на прошлой неделе, пришел ко мне человек, проживающий на лице Таллинас. Хозяин потребовал с него ежемесячную арендную плату в размере 6 евро за квадратный метр. Этот человек живет в квартире площадью 44 квадратных метра. Значит, только за аренду квартиры он должен платить 264 евро. Это без коммунальных услуг и отопления. Все мы знаем, что прибыль домовладельца в таких случаях определяется судом на глазок, соразмерно жизненному опыту судьи, но такие тарифы, как 3-6 евро за квадратный метр – это от лукавого. Я сам живу в центре столицы в большом доме на ул. Чака. Мы платим за квадратный метр по 57 центов и нам хватает на все – на ремонт крышы и даже асфальта. Ладно, у нас домом управляет бесприбыльное общество жильцов. Для домовладельца можно добавить один евро с квадратного метра в качестве прибыли. Но 6 евро – это умопомрачительная плата.
Другие проблемы, с которыми сталкиваются жильцы хозяйских домов, – это отключение коммунальных услуг. Да, у нас есть права по найму, у нас есть кодекс административных нарушений. Домовладельцу, как физическому лицу, за такое нарушение полагается штраф в 1000 евро, фирме – до 10 тысяч евро. Управа по найму держит нос по ветру, выезжает на жалобы жильцов и составляет акт. Потом административная комиссия, на которой я бывал не раз, представляя интересы жильцов, выносит решение о штрафах по нескольку тысяч. И после этого домовладелец успешно обжалует это решение в Административном суде на ул. Балдонес,1, где это дело лежит в течение нескольких лет. А если суд и принимает решение, то оно обжалуется в Административном окружном суде и так далее. Да даже если домовладелец ничего не обжалует, а возьмет и заплатит эту тысячу евро, жильцам от этого ни холодно ни жарко в прямом смысле этого слова. И вода от этого у них тоже не появится.
И сейчас жизнь жильцов хозяйских домов не сахар, а если будет принят этот драконовский закон, то социальное напряжение в государстве возрастет. И у нас, как у юристов комитета по правам человека, работы прибавится.