«Официально? Не интересует»
Выдача зарплат в конвертах, по информации рекрутинговых агентств, стала в Латвии нормой. По мнению представителей агентства WorkingDay Latvia, крайне опасна новая тенденция: люди, до сих пор получавшие официальную зарплату, сами просят выплачивать ее «без налогов», надеясь, что хотя бы так их доходы не уменьшатся (или по другим мотивам, например идейным). Доходит до курьезов: кандидаты отказываются принимать предложения о работе только потому, что заработок выплачивается официально, утверждают рекрутеры.
Директор WorkingDay Latvia по маркетингу Марис Силениекс пояснил в телепередаче, что имел место такой случай с одним квалифицированным специалистом – он наотрез отказался от официального заработка, пояснив, что это его не интересует. Правда, у него на тот момент была другая работа – по-видимому, как раз с зарплатой в конверте.
Естественно, работодатели идут навстречу пожеланиям трудящихся: ведь если они будут платить все налоги с полной суммы зарплаты, они быстро обанкротятся на радость менее честным конкурентам. Для экономики это чревато большими неприятностями.
«Серая зона» — это уже больше 30 процентов экономики
Объем теневой экономики в Латвии с 18% в 2000-м сократился до 10% в 2008-м – и это так и осталось наивысшим достижением за всю историю с момента восстановления независимости. Дальше начался закономерный обратный процесс.
Но сейчас достигнут крайний рубеж, своего рода точка невозврата, после которой экономика уже не сможет оправиться. «Если мы говорим о более чем трети экономики (в тени), то это более чем опасно, — считает Арнис Саука, профессор Рижской высшей экономической школы. – С одной стороны, государство многое делает в последнее время для обуздания теневой экономики. С другой, с этими хорошими мероприятиями и доброй инициативой идет вразрез общая государственная политика: повышение налогов и все прочее, что ухудшает предпринимательскую среду».
Разумеется, точно установить масштабы распространения «серой зоны» не может ни один эксперт, но большинство в своих примерных оценках называют 30—35%, причем порядка 6%, по их единодушному мнению, приходится на долю контрабанды. В сфере услуг объем теневых сделок наивысший, заявил доцент факультета экономики и управления ЛУ Эдгар Брекис. И если раньше характерным был увод из-под налогов крупных сделок на внушительные суммы, то теперь сделки и суммы – более мелкие, зато масштаб распространения этой «заразы» стал гигантским.
Мнение Службы госдоходов более оптимистично: она считает, что ситуация сейчас уже стабилизировалась и по объему теневых сделок Латвия откатилась на позиции пятилетней давности. Однако, как показывает статистика, уклонение предпринимателей от налогов (точнее, число зарегистрированных нарушений) в первом квартале 2011 года выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По признанию директора управления налогового контроля СГД Инары Петерсоне, штрафы помогают мало: «Наложим штраф на предприятие, оно становится неплатежеспособным, а те же лица под другими личинами действуют дальше».
На явный рост теневой экономики косвенно указывает рост объемов наличности в обороте. С начала 2010 года наличных денег в Латвии стало обращаться на 19% больше, причем в обращение поступает все больше именно крупных банкнот, по 100 и 50 латов. Растут и взносы на банковские счета жителей, производимые через банкоматы, – если в 2009 году это было 417 млн латов, то в 2010-м уже 586 миллионов, или 1,6 миллиона в день. Есть о чем задуматься.
Самое же худшее, что среди населения все более распространенным становится крайне лояльное отношение к неуплате налогов, и когда предпринимательская среда улучшится (пусть через 5, 10 лет) с неплательщиками, по мнению профессора Брекиса, можно будет бороться, разве что упрятав их за решетку, – больше людей ничем не перевоспитаешь...