За час до заседания представители пострадавшей стороны провели пикет: они протестовали против того, что обвиняемые могут сорвать слушания, опасаясь за свою жизнь.
Янис Балодис и Инна Шуваева попросили разрешить им не присутствовать на заседаниях, отмечая, что их преступления не классифицируются в понимании закона как тяжкие. Вместо них, указывают обвиняемые, будут присутствовать их адвокаты. В прошении Балодиса говорится, что он не может присуствовать на заседаниях, поскольку он является единственным добытчиком в семье. В заявлении Шуваевой, в свою очередь, говорится, что она не может присуствовать на заседаниях в связи с угрозами в отношении ее безопасности и жизни. Заслушав мнение адвокатов и защиты, суд удалился на совещание.
Вернувшись, судьи огласили решение: прошение обвиняемых о рассмотрении дела без их присутствия – отклонить.
«Возможно, в ходе рассмотрения дела будет необходимо изменить обвинение, что предусматривает Уголовно-процессуальный закон, поэтому прокурор попросила отклонить это ходатайство», — прокомментировала эту информацию представитель обвинения Екатерина Кушакова.
В случае, если подсудимые не приходят на заседание, появляется повод подать ходатайство о том, чтобы назначить им меру пресечения в виде заключения под стражу, отметил представитель примерно семидесяти потерпевших Алдис Гобземс. Он также подчеркнул, что закрытый процесс ничего не даст.
«Это фактически означает только то, что находиться здесь не могут только журналисты – все остальные, согласно закону, могут. Поэтому чисто процессуально такое решение было бы неправильным», - сказал Гобземс.
Как сообщает из зала «суда» корреспондент Латвийского радио Анния Петрова, пострадавшие пребывают в достаточно угнетенном состоянии, а в отношении самой процедуры проведения процесса среди них все чаще звучит слово «издевательство». Кроме того, они высказывают опасения, что суд может принять решение сделать заседания закрытыми, а значит часть лиц, включая прессу, не смогут принимать в них участие.
Новые потерпевшие
После перерыва суд зачитал несколько прошений от лиц, в которых высказывалась просьба признать их пострадавшими в Золитудской трагедии и возместить моральный ущерб в связи со смертью близких. В общей сложности суд заслушал семь таких прошений.
Двое потерпевших по уголовному делу о золитудской трагедии подали в суд заявления о компенсации в размере 40 млн евро. Суд заявил, что на прошлой неделе были получены заявления о взыскании моральной компенсации в размере 100 тыс. евро, также было подано дополнение о компенсации в таком же размере. Поступило и заявление о компенсации в размере миллиона евро.
В целом в суд подано очень много заявлений о моральной компенсации, которые будут приложены к материалам дела.
Представитель потерпевших адвокат Алдис Гобземс сказал суду, что и он на прошлой неделе направил суду дополнения к искам.
В итоге суд признал потерпевшими ещё трёх человек. Заявки четверых человек не будут рассмотрены, поскольку они не смогли доказать, что являются членами семей погибших в результате трагического происшествия. Остальные заявки на суммы от 30 тысяч до 40 миллионов евро будут рассмотрены судом.
Заседание завершилось в 15:20 – был объявлен перерыв до 10:00 среды, 2 марта.