Но наказание не слишком суровое: штраф 1400 латов.
Что, на наш взгляд, еще заслуживает внимания: дело было долгим (рассматривалось в два круга), скандальным и закончилось по сути ничем. Целесообразность траты денег налогоплательщиков на подобные дорогостоящие судебные процедуры, вызывает очевидные вопросы.
»У вас установлены камеры»
В чем суть дела. По версии обвинения, Боде «слил» сведения об оперативных действиях в громком деле судьи-взяточницы Ирены Поликарповой (она впоследствие получила 3 года тюрьмы), а даже ознакомил ее с содержанием некоего секретного документа, который касался непосредственно нее.
Однако сам Боде свою вину категорически отрицал. Да, сам «слив» был, этого он не отрицал. Но, по его версии, все было гораздо проще и безобидней. Однажды в разговоре со знакомым адвокатом он обмолвился, что в кабинетах судей Ирены Поликарповой и Беатрисы Талере установлены видеокамеры. Адвокат рассказал об другими коллегам, и в результате Боде попал в разряд подозреваемых.
— У меня со времени попытки отстранения от должности в 2005 году нет доступа к оперативной информации, и я никак не могу распространять какую-либо гостайну, — утверждал Боде. И добавил, что единственной целью этого скандала являлось очередное отстранение его от должности руководителя отдела расследований.
Как уходили «чужого» человека
Тут стоит напомнить: к этому времени следователь Илмар Боде уже получил широкую известность. Ибо его конфликт с тогдашним начальником KNAB Алексеем Лоскутовым уже выплеснулся на публику. Лоскутов неоднократно пытался уволить Боде, но за него всякий раз вступался премьер–министр от народников Айгар Калвитис.
Скандал с увольнением «чужого» Боде из KNABа оказался весьма шумным и долгоиграющим. Впрочем, это для KNAB традиция. Их внутренние разборки почти всегда сопровождались старкой грязного белья на публике.
2 марта 2005 года — стало известно, что Илмар Боде был отстранен от выполнения служебных обязанностей по личному распоряжению начальника KNAB Алексея Лоскутова на неопределенный срок. Основание — «постыдные действия, несовместимые со статусом должностного лица».
Что скрывалось за этой формулировкой, стало из неофициальных утечек информации и позже — из результатов служебного расследования. Что выяснилось: 1 марта Боде в рабочее время и на рабочем месте находился под воздействием психотропных веществ. Мало того, что начальник отдела дознания не выполнял свои обязанности, так еще и вел себя агрессивно, угрожая как своему здоровью, так и безопасности коллег. Были даже толчки, применение физической силы и злобные высказывания. Как позже показали результаты проверки, организм г-на Боде был интоксицирован препаратом Xanax, в результате чего произошло токсическое медикаментозное воздействие на нервную систему. Упомянутый препарат находится в списке психотропных. Однако сам Боде заявил, что он таким образом лечился от депрессии и просто принимал таблетки-антидепрессанты.
В итоге KNAB возбудил дело о дисциплинарной ответственности, и Боде, формально не уволенный, был «отстранен от занимаемой должности».
Позже премьер-министр Калвитис направил руководителю KNAB резолюцию, в которой просил его пересмотреть это решение. Однако начальник KNAB счел распоряжение премьер-министра противоправным и обратилось в Генпрокуратуру, которая также признала, что для увольнения Боде не было правовых оснований.
...Тут, естественно, возник вопрос: а с чего бы это такой шум из-за какого-то начальника среднего звена? На этот счет официальной версии, разумеется, не прозвучало. Неофициальная же была такая: Боде, будучи шефом отдела дознания, курировал расследование «цифрового скандала», в котором замешана масса действующих и бывших политиков. Вел он его, разумеется, в «правильном направлении».
Вот правительство и озаботилось возвращением специалиста на должность...
Однако публично эту версию, разумеется, никто выдвигать ни стал — ни защитники, ни противники Боде.
Сначала оправдали. Потом все же наказали
Прошло 7 лет, и Верховный суд все же определился с виной Боде. Дело, правда, прошло два круга рассмотрения в судебных инстанциях. Такая вот у нас неспешная Фемида.
Сначала Рижский окружной суд признал Боде виновным по двум статьям Уголовного закона — за разглашение гостайны и злоупотребление служебным положением — и приговорил его к штрафу в размере 80 минимальных зарплат (12,8 тыс. латов) и трехлетнему запрету баллотироваться в Сейм и самоуправления. Он также был лишен права занимать определенные должности.
Но приговор был обжалован. И Верховный суд оправдал Боде. Однако прокурор подал кассацию. При её рассмотрении прокурор обвинение изменил. Боде больше не вменяли умышленное разглашение государственной тайны, вменив лишь «разглашение сведений, которые не являются гостайной».
И дело пошло на второй круг. Вердикт Верховного суда пока сокращенный: штраф.
Но это, очевидно, еще не все. Полный текст будет доступен 16 декабря, после чего участники процесса смогут подать кассацию.