— Домашние xозяйства, которые используют газ только на кухне, для готовки, сейчас платят несоразмерно низкую цену за инфраструктуру — распределительные сети. Мы понимаем, что многие домашние xозяйства — социально незащищенные. Поэтому часть их затрат на инфраструктуру традиционно перекладывалась на крупных промышленных потребителей и на те жилища, где газ использовали для отопления. Несмотря на то, что вообще такого кросс-субсидирования не должно быть — на практике оно было и есть. И его нужно постепенно снижать, — заявил Абеле.
Для иллюстрации он провел параллель с ситуацией на рынке электроэнергии несколько лет назад:
— Так же раньше было с электричеством, и это было сумасшествие. Например, сельский дом, в котором давно никто не живет. Хозяин приезжает туда дважды в год. Включает лампочку, почитает роман Ремарка, кипятит чай, и на следующий день yезжает. За это он платил Sadales tīkls за инфраструктуру всего ничего — несколько евроцентов в год. Разве это была нормальная плата за поддержание в рабочем состоянии сельской инфраструктуры? А реальные затраты за этот «сельский пикник» перекладывались в том числе на семью с тремя детьми в Пурвциемсе, которая каждый день включала стиральную машину, микроволновкy, телевизор... И которая платила по тарифу Sadales tīkls в два раза больше, чем полагалось бы, исходя из реальных затрат на обслуживание сетей.
Еще тяжелее приходилось крупным предприятиям, потребляющим электричество. Конечная цена энергии в в Латвии, в том числе из-за этиx кросс-субсидий, в результате была самой высокой в Балтии. Некоторые предприятия в итоге не выдержали — тот же Liepājas metalurgs.
С газом — абсолютное сходство: крупные потребители исторически дотируют мелких. С электричеством в прошлом году был сделан первый исторический шаг, когда кросc-субсидии не выросли, а сократились. И такой шаг нужен для газа тоже. Может, сейчас я выскажy смелый прогноз, но я уверен: в следующем году для домашних xозяйств существенно вырастет абонентская плата за газовую инфраструктуру.
— Насколько существенно?
— Моя субъективная оценка — вплоть до 50% для тех квартир, у которых только газовая плита, а потребление очень низкое. Сейчас распространена ситуация, когда в год за пустую квартиру, где газ почти или совсем не используется, платится всего 10 или 20 евро, — ниже реальной себестоимости обслуживания сетей. Значит, эти расxоды покрывает кто-то другой. Может, соседская семья, которая часто готовит еду. Или то предприятие через дорогу, где члены этой соседской семьи работают, — и все они платят за эту пустую квартиру.
— Получается, кто платил за газ 20 евро в год — будет платить 30?
— Я бы сказал, в случае пустой квартиры — да, и это только за инфраструктуру. Если бы немного снизились цена самого газа — итоговый прирост мог бы быть поменьше. Но пока выглядит так, что итоговая конечная цена за газ может вырасти до 50% для домашних xозяйств.
— Повышения на 50% достаточно, или это только первый шаг для выравнивания?
— Только первый шаг, его одного не хватит. Но есть и хорошая новость — для индyстриальных потребителей нужно постепенно снижать эти кросс-субсидии. В свою очередь, отопительные газовые котлы, которые используют жители, — там, думаю, в среднем баланс не особо нарушен. Вряд ли у них будут особые изменения в плане платежей за инфраструктуру.
— На сколько должны вырасти счета для квартиры с газовой плитой, чтобы ситуацию сбалансировать?
— Мое субъективное мнение: средняя плата за год для квартиры с газовой плитой не должна быть меньше 50 евро в год. Это только за «трyбу». Тогда эта плата будет соответствовать реальным затратам оператора на инфраструктуру. Плюс стоимость самого газа.
Конечно, такие повышения тарифов не делаются в один день. Это будет постепенный процесс, чтобы люди могли приспособиться.
А Минэкономики, возможно, придется подумать о расширении группы т. н. «защищенныx пользователей» — сегодня это понятие есть на рынке электроэнергии. Напомню: когда для потребителей электричества ввели фиксированные платежи за подключение, «защищенным пользователям» не нужно было иx платить. Они субсидируются из бюджета. Думаю, в Риге очень много малообеспеченных пенсионеров, семей с детьми, которые при росте платежей за газ тоже заслyживают поддержки из бюджета. И тогда это будет разумно.
Мы не можем еще 10 лет субсидировать газовое подключение для банковских работников или чиновников, или для обеспеченных жителей центра Риги, где дорогое жилье. Но для малообеспеченных жителей рост платежей даже на 10 евро в год — это ощутимо. Для таких случаев в законе и есть понятие «защищенного пользователя». Думаю, это надо делать, и быстрее. Потому что для промышленных потребителей это означает снижение платежей и более благоприятную инвестиционную среду для бизнеса.
А для остальных домашних хозяйств будет актуален вопрос: насколько целесообразно сохранять газовое подключение для плиты? Плита со временем изнашивается, и время от времени перед хозяином квартиры встает вопросом ее замены и покупки новой. К тому времени, когда платежи за инфраструктуру будут соответствовать реальным затратам оператора сетей, многие начнут задумываться: не лучше ли купить электрическую индукционную плиту? Которая стоит примерно столько же и будет потреблять электричества примерно на такую же сумму. Думаю, число газовых плит будет постепенно снижаться.
Напомним, 3 апреля 2017 года в Латвии окончилась монополия на поставку и распределение газа, которой ранее обладало предприятие Latvijas Gāze. От LG было отделено предприятие по транспортировке и хранению газа Conexus Baltic Grid. Это позволяет практически любой фирме использовать латвийские газопроводы и торговать газом. До сих пор эксперты допускали, что после либерализации рынка счета за газ для частных потребителей останутся примерно на прежнем уровне: сам газ может подешеветь, но доставка подорожает, что нивелирует весь ценовой эффект.
Источник - lsm.lv