Тринадцатого января 2009 года в Старой Риге возникли беспорядки, которые впоследтвии окрестили «Ночью булыжников». Полиция задержала в общей сложности 126 латвийцев. Во время столкновений у здания сейма ранения получили 30 человек, еще 28 пострадавших пришлось госпитализировать. Некоторые до сих пор расплачиваются за последствия своего выбора в ту ночь: судами, проблемами со здоровьем, инвалидностью.
Один из самых известных на данный момент участник беспорядков - Музыкант с маскачки Ансис Атаолс Берзиньш - выложил видео-посвящение юбилею на Youtube. По его мнению, латвийской государство экзамен этого бунта не прошло.
- В качестве орудия были применены мучения и унижения. С помощью унижения можно было избавиться от мучений. До сих пор есть парни, которых мучают за события того вечера. До сих пор никто не был призван к ответственности за антигосударственую деятельность правительства. Также по мнению Музыканта с Маскачки, заслуживают наказания за произошедшее действия некоторых правоохранителей.
Тем временем в сейм был подан законопроект об амнистии участников беспорядков 13 января. Его подала представительница Нацблока Янина Курсите-Пакуле. Она уверена: надо простить тех, кто кидал камни во имя юношеских идеалов.
«Закон потому и закон — чтобы отделить тех, кто на самом деле воровал и нападал на полицейских, в их делах это видно. Мы не будем просто бездумно давать амнистию, а амнистируем тех, кто протестовал в духе юношеского протеста, чтобы сделать жизнь лучше», — подчеркнула она.
По мнению автора идеи законопроекта, таких 10 лет назад на Домской площади было несколько десятков человек.
Могли бы наказать административно
Дискуссия о том, кем считать участников беспорядков, не заканчивалась никогда. Были ли они пьяными погромщиками, которых надо наказать по всей строгости закона, или «нашей протестной молодежью», которую надо пожурить, понять и простить? В Латвии, как известно, восторжествовало первое объяснение. Погромщиков решили наказывать по всей строгости.
29 января 2009 года до административного суда дошло дело первого погромщика, которому инкриминировалось сопротивление полиции и бросок булыжником в полицейского. Однако судья Целмс отправил материалы в Криминальную полицию, чтобы проверить, не совершил ли молодой человек уголовного преступления.
Также поступили и с другими задержанными: административные дела по статье «сопротивление сотрудникам полиции» в судах закрывались, а материалы отправлялись в полицию — для того, чтобы начать уголовные процессы по весьма жесткой 225-й статье УЗ 2-й части: «Активное участие в массовых беспорядках, связанных с погромами, взрывами, уничтожением чужого имущества и насилием, а также противостоянием органам правопорядка». Отметим прокуроры достаточно жестко отстаивали позицию обвинения: пытались бороться за тюремные сроки и упрямо обжаловали вердикты с принудительными работами.
В итоге, по данным Судебной администрации, обвинение было предъявлено 68 подозреваемым, пятерых оправдали. Половину осужденных приговорили к принудительным работам, половину — к лишению свободы.
Семеро реально оказались за решеткой.
Один из подозреваемых — Ансис Атаолс Берзиньш — был объявлен в международный розыск, весной 2017 года его задержали в Чехии, в ноябре 2018-го - к 10-летию беспорядков - он вышел на свободу и теперь намерен подать на Латвию в суд (см. подробнее на 3-й странице).
За 5 лет до этого в тюрьму отправился Эдгар Горбань — тот самый, кто потерял глаз от резиновой пули «альфовца» (подробнее см. на следующей странице).