В разговоре с нами глава отдела коммуникации ликвидируемого ABLV Bank Артурс Эглитис пояснил: иски были поданы 3 мая. Пока неизвестно, приняты ли они к рассмотрению и когда суд даст по ним свой ответ. Кроме того, пока в исках не идет речь о компенсации, но, возможно, на основании решений по этим делам вопрос о компенсации встанет позже.
— Мы хотим, чтобы суд разъяснил все моменты, которые были приняты — каким образом принимались решения. Если будут найдены какие–либо нарушения, можно будет подумать и о запросе компенсации, — говорит Эглитис.
"Терпит неудачу или может потерпеть неудачу"
Банк, в частности, просит дать оценку решениям, принятым ЕЦБ и ЕСФО 23 февраля, которые вынудили акционеров ABLV Bank принять решение о самоликвидации банка. Как указывают истцы, также необходимо проанализировать, насколько обоснованной была оценка этими структурами финансовой ситуации в ABLV Bank и имели ли они вообще право принимать решение о том, что банк должен быть ликвидирован.
Как мы помним, 23 февраля ЕЦБ принял решение не спасать банк и начать процесс его ликвидации. Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК), выполняя инструкции ЕЦБ, еще с 19 февраля ввела ограничения на платежные операции в ABLV Bank, а в ночь на 24 февраля с учетом того, что ЕЦБ не распорядился об отмене установленных для банка ограничений, приняла решение о недоступности вкладов, чтобы обеспечить выплату гарантированных возмещений клиентам банка.
26 февраля банк в целях защиты интересов клиентов и кредиторов и с учетом решения ЕЦБ о начале процесса ликвидации принял на внеочередном общем собрании акционеров решение о самоликвидации.
В пресс–релизе на сайте ЕЦБ говорится, что банк "терпит неудачу или может потерпеть неудачу" в ближайшее время, как и его дочерняя компания ABLV Bank Luxembourg. Вопреки тому, что говорили акционеры банка, в релизе говорится: "Из–за значительного ухудшения ликвидности банк, вероятно, не сможет погасить свои долги или другие обязательства по мере наступления срока их погашения. У банка нет достаточных средств, которые сразу же были бы доступны для выплаты в случае значительного оттока вкладов до начала процедуры выплаты Латвийским гарантийным фондом".
В решении ЕЦБ ссылается на сообщение организации Министерства финансов США "Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями" (FinCEN) от 13 февраля, где банк был назван учреждением, занимающимся отмыванием денег первой степени. "После этого объявления банк пережил резкую волну снятия депозитов и отсутствие доступа к долларовым сделкам. Это привело к тому, что банк не смог произвести платежи в долларах США".
С этим решением, в частности, теперь и спорят адвокаты банка.
Представители банка в распространенном в понедельник заявлении подчеркивают, что поданные в суд ЕС иски не приостанавливают решение о ликвидации банка, однако их подача имеет важное значение для репутации ABLV Bank, его работников и партнеров, а также с точки зрения возможного требования возмещения у ЕЦБ, если решение суда будет благоприятным для банка и его акционеров.
Кроме того, ABLV Bank указывает, что постановление суда имеет важное значение для ясности по вопросу о правовом регулировании в подобных ситуациях, особенно после того, как решения обоих надзорных органов подверг критике коммерческий суд Люксембурга.
Как указывают представители банка, в этом случае без ответа остался вопрос, имели ли ЕЦБ и ЕСФО право принимать решения о ликвидации банка, потому что даже представитель ЕСФО после постановления коммерческого суда Люксембурга признал, что эта структура могла допустить ошибку. Кроме того, и КРФК, и минфин Латвии заявляли, что ликвидация банка — всего лишь одна из возможностей.