Страницы:
Работа для зиц-председателей
У дорогостоящей схемы был весьма неприметный фасад. Например, 62-летний житель московского района Зябликово, Николай Горохов оказался директором 36 компаний. Ничего плохого не хотел – просто в 2011 году он иска работу, позвонил по одному из объявлений в газете, и ему предложили стать регистратором — он должен был оформлять на себя компании. За каждую фирму ему платили по 800 рублей (примерно 12 евро). Помимо этого, обещали около 20 тыс. рублей (ок. 320 евро) в месяц как «директору». Но не заплатили.
-- Регистрировал фирмы на свое имя и подписывал документы на открытие банковских счетов. На каждую компанию их могло быть до десятка: счета открывались, через пару месяцев закрывались и открывались новые, — говорит Горохов.
А в 2013—2014 годах его начали вызывать в налоговую инспекцию и полицию.
- С тех пор я пытаюсь от этих компаний избавиться, — говорит «бизнесмен».
Между тем, его компания «Легат» значилась в качестве одного из поручителей под векселем на 400 млн долларов. Этот вексель в январе 2011 года компания из Великобритании Valemont Properties Ltd якобы приобрела у другой фирмы из Великобритании Goldbridge Trading Ltd.
Когда пришло время рассчитываться по векселю, все плательщики (и Goldbridge Trading, и российские фирмы, и фирма некоего гражданина Молдов Максим Мищечихина) сообщили, что долг они признают, но денег у них нет. И тогда компания Valemont Properties в апреле 2012 года обратилась в суд района Рышкань города Кишинева по месту регистрации Мищечихина. Вся роль гражданина Молдавии, который 400 млн долларов в жизни не видел, сводилась именно к этому — обеспечению молдавской юрисдикции, где у организаторов схемы были хорошие связи.
И в конце апреля 2012 года судья Валерий Гышкэ вынес решение о взыскании в пользу Valemont Properties 400 млн долларов. По сообщениям молдавских СМИ, Гышкэ, как и другие судьи, принимавшие аналогичные решения, находится под следствием.
После того как Валерий Гышкэ вынес решение о взыскании 400 млн долларов в пользу Valemont Properties, в дело включилась судебный пристав Светлана Мокан. Она отправила письма в банки Молдавии с требованием принудительно взыскать средства с должников, если их счета обнаружатся на территории республики. В любой другой ситуации шансы обнаружить счета российских фирм-однодневок на территории Молдавии равнялись бы нулю. Но в случае с «Ландроматом» все было предусмотрено заранее.
Латвийские "отмывы"
Заметная роль в деле была отведена и латвийским банкам. Роман Анин, редактор отдела расследований «Новой газеты» об этом сообщает так:
«Латвийские банки, как это бывает во всех других историях, играли роль транзитных зон. Через Латвию деньги отправлялись дальше — в Швейцарию. В Латвии деньги не задерживались. Это был типичный транзит. Лидерами среди латвийских банков были Trasta komercbanka. В Trasta komercbanka зашло 3 и 2 миллиарда долларов, через молдавскую схему. В PrivatBank — зашло 2 млрд долларов, Baltikums banka AS — 700 миллионов, и в банк ABLV — зашло 282 млн долларов», - рассказал Анин.
Он отметил, что «деньги не оседали на счетах, а переводились на офшорные фирмы однодневки, которые обслуживались в латвийских банках и оттуда уже переводились в другие юрисдикции». И в Латвии этот объем был крупнейшим среди стран ЕС.
К трём из четырёх банков, которые назвал Роман Анин, Комиссия рынка финансов и капитала применила различного рода санкции в течение последних двух лет. Так, банк ABLV в прошлом году был оштрафован на 3 миллиона евро, а PrivatBank в 2015-м получил штраф в 2 миллиона евро. А самые суровые санкции ожидали Trasta Komercbanka — кредитное учреждение в прошлом году лишилось лицензии. Во всех трёх случаях среди нарушений — недостатки в исполнении требований закона о борьбе с легализацией преступно нажитых денег.
Что касается наших соседей, то, как указывает «Новая газета», через Литву прошли 77 миллионов евро, а через Эстонию — более полутора миллиардов долларов.