Страницы:
Почему же бизнес потерпел крах?
По версии бывшего совладельца Cherry, известного бизнесмена Нормунда Бергса, мода прошла и ажиотажный интерес к купонам заметно снизился. В итоге компанию утащили на дно чрезмерные кредитные обязательства и ошибки менеджмента.
Портал коллективных покупок Cherry стартовал в Эстонии в самый разгар кризиса — в 2009 году, а в Латвии начал работать в 2011 году. Тогда же среди партнеров появились в том числе латвийские предприниматели Янис и Нормунд Бергсы (SAF Tehnika, Mobilly). Надежды на старте были амбициозные: уже на второй год работы в Латвии планировалось достичь 7 млн евро оборота, а со временем — возможно, даже продать балтийскую сеть мировому лидеру Groupon, который в то время активно скупал своих клонов по всему миру.
Однако к 2014 году стало окончательно ясно, что скидочные купоны, позволяющие «купить кебаб за полцены» (или другие товары и услуги массового спроса) — все это было очень популярно в первые пост-кризисные годы, когда потребитель бы очень чувствителен к скидкам. Но со временем ажиотаж вокруг "купонщиков" поутих. В 2014-м оборот оператора Cherry.lv впервые резко упал, с пиковых 2,7 млн евро (в 2013-м) до 1,9 млн. Треть работников пришлось сократить. А работать с прибылью у компании Cherry Media не получилось ни одного года.
Тогда Нормунд и Янис Бергсы решили выйти из бизнеса, и продали свои доли партнерам.
«Поступили по известному принципу: если скачешь на дохлой лошади — слезь! И когда встал вопрос о новых вложениях денег — мы с братом решили, что смысла нет... Так что меня там, слава богу, уже давно нет,» — цитирует Нормунда Бергса LSM.lv. В чем были главные причины неудачи? Всегда есть сумма факторов. Один из них — бизнес-модель в принципе.
«Мы видим, как идут дела у Groupon на глобальном рынке (из-за падения объемов бизнеса акции компании на Нью-Йоркской бирже за 5 лет упали с 26 до 3,5 долларов, — прим. ред.), и как идут дела у всех его клонов. К сожалению, приходится признать: это был хайп (ажиотажный интерес, — прим. ред.). И в Латвии особенно. Тут были десятки купонных фирм, ненормальная конкуренция. В итоге большинство со временем померли».
По словам Бергса, относительно неплохо дела шли разве что у PerkamKopa.lv, который входит в группу Draugiem.lv, — но там свою роль играет кросс-субсидирование: реклама на портале Draugiem для PerkamKopa.lv не стоит ничего. Всем остальным работается гораздо хуже.
«Другая проблема Cherry — несмотря на сеть компаний в Балтии, по сути, каждая из них оставалась независимой, включая отдельные информационные системы, и многое другое. Эти расходы не удалось распределить на все подразделения Cherry, и экономии не было,» — говорит Бергс.
«Еще одна большая ошибка, которую принесли литовские партнеры — что портал стал сам физически торговать многими товарами. То есть пошел в физический ритейл, стал розничным торговцем — а это кошмарные расходы. Ты не можешь с наценкой в 10-20% заниматься физическим ритейлом, ты должен зарабатывать 100% гросс-маржи. Потому что будут возвраты (товара), и все такое, — это нелегкий бизнес».
Наконец, четвертая проблема, которая утянула Cherry.lv на дно — долги.
«На самом деле, место на рынке для такой бизнес-модели, как у Cherry — есть... Да, вначале был ажиотаж, это было модно. Потом мода прошла. Но тем не менее, в этом сегменте — стрижка, маникюр, здоровье, гостиницы, общепит — это востребовано. Даже не в плане скидок, а скорее ради познавания чего-то нового. Ведь это задумывалось изначально больше как реклама продуктов. Любой купонный бизнес давит не на «это дешево», а на «это интересно»... Но компания набрала очень большие долги (по итогам 2014 года, сумма задолженности — более 900 тысяч евро — почти вдвое превышала сумму активов компании). Я не знаю подробностей, но предположу, что на операционном уровне компания в последние годы была на уровне break even (работала без текущих убытков). Но кредиты тянули бизнес ко дну».
Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"