Отметим от себя: публичная дискуссия по НРТ ведется ведется достаточно жестко. В ходе разбирательства с "Rere Būve 1" архитектор Зайга Гайле уже упрекнула строителей: они не взяли на себя ответственность ни за трагедию в Золитуде, ни за пожар в Рижском замке, ни за оседание пристройки Латвийского национального художественного музея и трещины в старом здании.
Строителям напомнили про "кровавые руки"
О том, что договор расторгают, VNĪ сообщило в конце июля. Заказчик жаловался на существенные нарушения в вопросах безопасности, а также необоснованные опоздания по срокам.
Архитектор Зайга Гайле на пресс-конференции была эмоциональна и назвала расторжение договора объявлением войны "мафии".
"С июля прошлого года, когда VNĪ подписало договор с "Rere Būve 1", нам казалось, что все произойдет так, как должно. Прошел год, и сейчас завершено около 3% всех работ. Будет война, будет трудно. Это объявление войны мафии больших строительных фирм", - сказала Гайле.
Гайле напомнила, что строители не взяли на себя ответственность ни за трагедию "Maxima", ни за пожар в Рижском замке, ни за оседание пристройки Латвийского национального художественного музея и трещины в старом здании.
"Технический контролер VNĪ точно фиксировал все небрежности строителя. Повреждение соседнего дома произошло по вине "Rere Būve 1", которую они до сих пор не признали", - сказала Гайле, добавив, что, по ее мнению, место "Rere" - за решеткой.
Художественный руководитель театра Алвис Херманис указал также, что он изначально был против выбора именно этого подрядчика.
"Мне казалось недопустимым, что НРТ будут строить кровавыми руками, - заявил режиссер, напомнив о трагедии в Золитуде. - Моё мнение, конечно, никто не принял во внимание".
Подрядчик: это проект никуда не годится
Председатель правления "Rere Būve" (учредителя "Rere Būve 1") Валдис Кокс, в свою очередь, назвал решение о расторжении договора совершенно необоснованным. Он заявил, что если оно не будет отозвано, компания сама обратится в суд, чтобы добиться признания расторжения договора недействительным.
"Мы включились в проект реконструкции НРТ, полагаясь на ответственное отношение заказчика к проекту и на то, что автор технического проекта реконструкции Зайга Гайле разработала этот проект государственного значения, добросовестно произведя все необходимые вычисления и расчеты", - заявил Кокс в интервью LETA.
Он указал, что "Rere Būve 1" проводила работы строго по проекту, по которому была проведена полная государственная экспертиза, применяя предусмотренные проектом решения и технологии. Однако в техническом проекте имеются существенные ошибки и недостатки, а некоторые решения отсутствуют вообще, что ставит под угрозу реализацию проекта.
"В проекте Зайги Гайле на сегодняшний день обнаружено более 100 ошибок, из них 33 таких, что, если их не устранить, реализация проекта вообще невозможна", - сказал Кокс.
Tакже в ходе реконструкции в соответствии с предложенными проектировщиком решениями было замечено оседание соседних зданий, так как при разработке проекта не была проведена оценка его влияния на соседние строения.
С учетом выявленных в проекте ошибок "Rere Būve" приняло решение в целях безопасности прекратить работы в проблемной зоне, чтобы VNĪ вместе с авторами проекта их устранило.
"В остальной зоне застройщик был готов продолжить работы, но VNĪ чинило этому препятствия. Закон о строительстве и всеобщие строительные правила предопределяют, что строитель не имеет права работать иначе, как только на основе технического проекта, недостатки которого должен устранить его автор", - подчеркнул Кокс.
В интервью газете Diena Валдис Кокс также указал: то, что сейчас объявлен конкурс и на новый проект, доказывает, что именно проект был плох.
"В строительном журнале фиксируется, что все идет по проекту. Если бы были нарушения, все бы своевременно было задокументировано. Но не было никаких аномалий и отступлений. Теперь наши оппоненты что-то выдумывают, чтобы получить перевес в убеждении публики".
Что касается мафии и "кровавых рук", то выступление Гайле на пресс-конференциион назвал непрофессиональным, и также подумывает о том, чтобы обратиться в суд.
Продолжение - читайте на 2-й странице текста.