В Швейцарии же в 2016 году банки направили полиции сообщения о примерно 60% вызвавших у них подозрения операций.
В 2014 году в ЕС в целом, по данным правоохранительного агентства Europol, полиция расследовала каждую десятую из примерно одного миллиона транзакций, отмеченных как предполагаемое отмывание денег.
С момента присоединения к еврозоне в 2014 году Латвии не удалось избавиться от подозрений относительно слабости контроля за финансовым сектором, отмечает Reuters.
После восстановления независимости в 1991 году более десятка латвийских банков позиционировали себя в качестве выхода на западные рынки для клиентов из России и бывших советских государств, например, Украины, обещая тайну вкладов, как в швейцарских банках.
Во многих случаях деньги поступали в латвийские банки, а затем направлялись на счета в другие места, например, в Швейцарию, сообщает Reuters со ссылкой на банкиров и официальных лиц. Поскольку Латвия присоединилась к Европейскому союзу в 2004 году, переводы считались менее рискованными для западных банков, чем если бы они поступали напрямую из России.
Согласно данным Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК, FKTK) в «пиковом» 2015 году на счетах нерезидентов в латвийских банках было около 12 миллиардов евро. Большая часть денег была из России, заявляют чиновники и банкиры.
Прозрачность банковской системы Латвии строилась на том факте, что многие кредитные учреждения принимают иностранные депозиты, связанные с «компаниями-оболочками», что затрудняет определение конечного бенефициара.
Некоторые клиенты также пользовались схемой, предоставляющей вид на жительство (ВНЖ) за банковское вложение в размере 280 000 тысяч евро, замечает Reuters. ВНЖ позволяет им свободно путешествовать по всей континентальной Европе.
Иностранные клиенты создали прибыльный бизнес для банков. Некий государственный чиновник, слова которого Reuters приводит на условиях анонимности, заявил , что через банковскую систему в 2015 году в течение месяца проходило около 15 миллиардов долларов.
Многие официальные лица, которые говорили с Reuters, согласились с тем, что нехватка ресурсов и слабое соблюдение правил затрудняют контроль финансовой системы страны.
В прошлом году более 200 миллионов евро было вывезено из Латвии наличными, сообщает Reuters со ссылкой на данные латвийской таможни. Таким образом, передает агентство, с начала 2015-го и до конца 2017 года из страны было вывезено более 750 миллионов евро наличными, отмечает Reuters.
Кризис вокруг ABLV начался 13 февраля, когда заместитель главы Минфина США Сигал Манделькер назвала банк объектом «первоочередной озабоченности» в связи с организацией схем по отмывке капиталов и «препятствованием соблюдению норм». Надзорные органы США объявили о решении фактически отрезать ABLV от операций в долларах США через корреспондентские или расчетные счета в США.
Двадцать пятого февраля Rus.Lsm.lv приводил сообщение Европейского Центрального банка о «волне оттока вкладов из ABLV bank» и заявление самого банка о привлечении 1,36 млрд. евро для выполнения требований клиентов. В ночь на субботу FKTK сообщил, что у ABLV bank наступило состояние недоступности вкладов, а чуть позже ЕЦБ уведомил о принятом решении ликвидировать ABLV и его люксембургскую «дочку».
Акционеры ABLV bank 26 февраля на внеочередном заседании приняли решение о самоликвидации банка. Соответствующее решение принято для максимальной защиты интересов клиентов и кредиторов.
Люксембургский коммерческий суд (Tribunal de Commerce de Luxembourg) 9 марта вынес решение отказать в прошении регулятора запустить процесс ликвидации ABLV Bank Luxembourg, S.A. Суд назначил двух внешних администраторов, которые будут работать в банке ближайшие шесть месяцев, пока не будет найден новый инвестор, сообщает ABLV bank.