Страницы:
"Это не взятки, а влияние"
Что существенно: иностранные компании в данном деле обвиняются не в даче взяток, а в торговле влиянием — наказание за это не такое строгое. Прокурор поясняет в этой связи: она не видела доказательств того, что иностранцы знали, с кем именно Ливанович разделит заплаченные ему деньги, то есть что часть попадет к должностным лицам Latvenergo.
Напомним, что суд первой инстанции в деле о строительстве Плявиньской ГЭС не нашел коррупции, потому что посчитал, что вице–президента Latvenergo Мелько не является должностным лицом. Поэтому его осудили только за "недозволенное принятие благ", а Ливановича — за коммерческий подкуп. Приговор обжалован, поэтому прокурор пока не волнуется о том, что этот прецедент может как–то повлиять на основное дело Latvenergo.
Кстати: по "делу Мелько" французский транспортно–энергетический концерн Alstom был признан виновным швейцарской прокуратурой и приговорен в штрафу в 22 млн латов (им засчитали в вину также взятки в Малайзии и Тунисе).
Деньги в машине "неизвестно откуда"
Посредником в даче взяток в Латвии обвинение считает владельца ООО Energy Consulting Андрея Ливановича, который ранее возглавлял представительство Alstom Power в Балтии. За передачу денег руководству Latvenergo он получал комиссионные. За два проекта реконструкции ГЭС Alstom перечислила на счета фирмы Ливановича 896 932 евро (630 363 лата), и 70% этой суммы были переданы представителям Latvenergo.
В этом деле есть любопытный момент, который всплыл уже при разбирательстве в Латвии: спорные деньги в машине Мелько. При задержании тот заявил: он не знает, откуда банкноты появились в его авто, так как он оставлял транспортное средство в аэропорту на несколько дней.
Однако у следствия есть доказательства, подтверждающие обвинительную версию: в компьютере у Ливановича была обнаружена таблица, в которой было указано, как делить деньги, полученные от договора по консультациям Alstom. Кроме того, доказательствами служили показания свидетелей и записи телефонных разговоров. Но это еще не все: получение последнего платежа фиксировалось на видеозаписях.
В итоге суд первой инстанции приговорил Мелько выплатить штраф в размере 48 000 евро, Ливанович был оштрафован на 37 000 евро, а бывший производственный директор компании Гунарс Цветковс признан невиновным. Но после апелляций дело отправилось на второй круг.