В то же время KNAB также не обнаружил никаких доказательств высказанных руководством ABLV Bank подозрений в том, что этот банк умышленно оклеветал бывший председатель Банка Латвии (LB) Илмар Римшевич.
В KNAB подтвердили, что 26 марта следователь с согласия надзирающего прокурора принял решение о прекращении уголовного дела, возбужденного после публикации отчета FinCEN.
В отчете, опубликованном FinCEN, говорится, что до 2017 года руководство и администрация ABLV Bank использовали подкуп, чтобы повлиять на латвийских чиновников в попытках предотвратить судебные иски против них и уменьшить угрозу их рискованной деятельности.
ABLV Bank отрицал подкуп латвийских чиновников и указал, что такое заявление нанесло банку значительный ущерб. Банк обратился в KNAB с просьбой о возбуждении уголовного дела, поскольку не имел полномочий опровергать такие утверждения.
В KNAB подтвердили, что после прекращения уголовного дела не будут расследовать другие направления, касающиеся возможной причастности руководства ABLV Bank к подкупу латвийских чиновников.
В то же время KNAB попросили расследовать подозрения в том, что банк умышленно оклеветали должностные лица, получающие взятки. В этой части уголовное дело также прекращено.
Не называя личности, KNAB подтвердило, что к уголовному делу причастно одно должностное лицо. LETA известно, что это Римшевич.
KNAB сообщает, что решение о прекращении уголовного дела принято в связи с невозможностью доказать вину лиц в совершении уголовного преступления на досудебном производстве и собрать дополнительные доказательства.
В KNAB пояснили, что решение о прекращении уголовного дела является одним из способов завершения уголовного производства, таким образом снимаются все процессуальные ограничения.
Однако KNAB указывает, что лица, участвующие в уголовном процессе, чьи права или законные интересы были нарушены, имеют право обжаловать принятое решение. До вступления в силу окончательного решения о прекращении конкретного уголовного дела KNAB не имеет права предоставлять дополнительную информацию об этом уголовном производстве.
Из-за этого отчета закрыли банк
26 февраля 2018 года в целях защиты интересов клиентов и кредиторов и с учетом решения Европейского центрального банка о начале процесса ликвидации "ABLV Bank" на внеочередном общем собрании акционеров принял решение о самоликвидации.
Проблемы банка начались после заявления учреждения Министерства финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями ("FinCEN") о планируемых санкциях против "ABLV Bank" за реализацию схем отмывания денег.
Правоохранительные органы начали несколько уголовных процессов. В рамках одного из них весной 2020 года прошли обширные процессуальные действия в связи с отмывами на сотни миллионов евро.
Летом Госполиция сообщила, что только в уголовных процессах, которые ведет Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) Госполиции, в ABLV Bank арестовано почти 375 млн евро, в том числе деньги, финансовые инструменты и недвижимость.
13 июня проведено 46 обысков и задержано восемь человек, которые были допрошены и отпущены в статусе, предусматривающем право на защиту. Меры пресечения к ним не применены.
Основной процесс ведется по делу об отмывании денег, заведенному в ответ на доклад американского учреждения по борьбе с финансовыми преступлениями FinCEN в феврале 2018 года.
УБЭП ведет более 50 уголовных процессов о легализации преступно нажитых средств через счета и инфраструктуру ABLV Bank.
Другое дело Римшевича
Стоит напомнить, что Римшевич и предприниматель Марис Мартинсонс в настоящее время проходят как обвиняемые по другому уголовному процессу, который находится в суде и который до этого расследовало БПБК. Римшевичу предъявлено обвинение во взяточничестве, а Мартинсонсу — в его поддержке.
Ведущая дело прокурор Виорика Йиргена сообщила, дело было начато по заявлениям двух акционеров АО Trasta komercbanka (TKB). Оба акционера фигурируют в деле как взяткодатели, но освобождены от уголовной ответственности, поскольку добровольно обратились в правоохранительные учреждения с информацией о взяточничестве.
Один из акционеров обратился к Римшевичу еще в 2010 году с просьбой помочь уладить вопросы, связанные с Комиссией рынка капитала и финансов (КРФК), в обмен предложив ему оплаченную поездку на Камчатку. В свою очередь в 2012 году этот же акционер вместе с еще одним акционером банка повторно обратился к президенту Банка Латвии с просьбой о помощи в вопросах, связанных с КРФК. В качестве платы Римшевич потребовал 500 000 евро, которые предполагалось заплатить двумя частями — одну до принятия решения КРФК, вторую — после него.
Как подчеркнула прокурор, в соответствии с договоренностью 2010 года Римшевич неоднократно давал консультации акционеру TKB, пытаясь таким образом повлиять на решения КРФК. Такого рода консультации оказывались и на основе договоренности 2012 года, но, хотя Римшевичу и удалось повлиять на комиссию таким образом, чтобы она приняла решения, которые были благоприятны для TKB, одновременно с ними были приняты и неблагоприятные решения. Одним из видов помощи, которую оказывал Римшевич, прокурор назвала содействие в подготовке ответов на вопросы КРФК о ликвидности банка и клиентах-нерезидентах
Йиргена сообщила, что Римшевичу удалось не полностью выполнить то, что от него просили, поэтому была уплачена только первая часть взятки, то есть 250 000 евро. Мартинсонс в этом процессе выполнял роль посредника, который получил 10% от общей суммы взятки.
После того как акционеры банка обратились в БПБК, было возбуждено уголовное дело и в результате оперативных действий Римшевич и Мартинсонс были задержаны, проведены обыски и другие оперативно-следственные мероприятия. До момента, пока в середине июня дело не было передано в прокуратуру, один из обвиняемых отказывался давать показания, но теперь представил различные связанные с делом материалы. Также Йиргена сообщила, что после передачи дела в прокуратуру получены новые доказательства, которые, по мнению прокуратуры, подтверждают факт взяточничества.
Сейчас дело на паузе из-за того, что суд Европейского Союза рассматривает вопрос об иммунитете Римшевича. До решения суда еще предстоит подождать несколько месяцев. Однако неожиданности этот процесс уже принес. Как сообщил адвокат Мартиньш Квепс в своем Twitter, важный свидетель – бывший член правления Trasta komercbanka Виктор Зиемелис, заявил, что его показания получены путем принуждения.
Когда судопроизводство в Латвии сможет возобновиться - пока неизвестно.
По поводу иммунитета Римшевича: 15 апреля свое мнение представит генеральный адвокат суда ЕС, а затем суд будет выносить свое решение.