Руководитель компании Айвар Подниекс не согласен с этим обвинением. Он объясняет произошедшее так: винить производителей корма в распространении болезни — это все равно что винить производителей хлеба в разгар эпидемии гриппа — должны же были заболевшие что–то есть! Однако ветеринары продолжают высказывать опасения именно в связи с кормом Dogo.
Осложняется ситуация тем, что Tukuma Straume — одно из редких на латвийском рынке успешных местных предприятий. Оно производит различные корма для животных вот уже более 20 лет. В связи с этим понятны причины, почему Министерство земледелия защищает крупное предприятия. Однако с другой стороны — кто же защитит наших домашних питомцев?
Что еще существенно: государственные структуры — а именно погранохрана, также кормили своих собак кормом Dogo. Однако позже контракт на поставки был расторгнут.
А теперь расскажем об аргументах сторон несколько подробнее.
"Я боюсь, что придётся усыплять!"
Ежемесячно в ветеринарные клиники Латвии попадают около восьми собак с поражением пищевода.
* Так, житель Юрмалы Райтис, потерявший жизнерадостную овчарку Карата, рассказал, что собака мучилась от рвоты, не могла подняться на лапы и на глазах угасла. Однажды он нашел Карата без признаков жизни.
* Примерно такие же детали болезни о смерти своих собак рассказывают владельцы и других погибших животных из разных районов Латвии. К примеру, хозяйка 5–летнего Рика с ужасом ждет того дня, когда ей тоже придется принять мучительное решение об усыплении животного. Пока же кормить его приходится только в вертикальном положении, причем в качестве пищи хозяйка дает ему смесь медикаментов и лечебного корма.
* Жительница Иецавы Инесе кормит своего 10–летнего ретривера Шер из ложечки молотым до состояния кашицы мясом и жидкой кашей.
* Одной из пострадавших в результате кормления Dogo, как считают хозяева, стала и 9–летняя длинношерстная такса. Чтобы покормить собаку смесью корма и лекарств, которая по консистенции больше напоминает сметану, ее нужно ставить вертикально и дозировать смесь маленькими порциями. После еды собаке нужно провести в таком положении еще около получаса, чтобы еда дошла до желудка. В противном случае рвота и частицы пищи могут попасть в легкие и привести к смерти. Врачи поставили таксе диагноз — дилатация, или острое расширение желудка.
Эта болезнь считается неизлечимой. С марта прошлого года, когда латвийские ветеринары забили тревогу, столкнувшись с несколькими подобными случаями у собак, этот диагноз поставлен уже 200 питомцам, пишет журнал Ir. Для маленькой Латвии это рекорд. Ранее дилатация не была распространена настолько широко и встречалась в двух формах: либо как врожденная болезнь, либо как осложнение, полученное в результате перенесенного собакой другого заболевания, например, гормонального расстройства.
Дилатация — очень тяжелое заболевание. Корм, который получают собаки, не доходит до желудка, а остается в пищеводе. Собака его срыгивает, а частицы пищи попадают в легкие. Ветеринар Илзе Матисе ван Хоутан поясняет: у здоровой собаки диаметр пищевода 3 см, а заболевших дилатацией псов — 8 см. Если собака больна дилатацией, пищевод превращается в непроходимую трубу. Животное таким образом обрекается на голодную смерть. При этом добавляются проблемы с легкими, что приводит к тому, что животное задыхается.
При чём тут корм?
Еще в 2015 году ветеринары установили, что заболевших животных кормили продукцией Tukuma Straume. Об этом было направлено сообщение в минземледелия.
После этого, в конце мая прошлого года, четверо специалистов приступили к исследованиям, на которые отвели шесть месяцев. Минземледелия выделило на работу 11 000 евро, еще 35 000 евро дал государственный исследовательский институт BIOR, в лабораториях которого и проводились анализы. Дополнительные 700 евро на проверки выделила также Продовольственно–ветеринарная служба.
Изначально на исследования предусматривалось выделить больше средств — 86 000 евро, однако против этого выступил Совет по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций, назвав это разбазариванием государственных средств.
"Нечего транжирить деньги, если ясно, что у болезни нет с этим кормом никакой связи", — заявил глава правления этой организации Эдгарс Трейбергс. Он пояснил, что в других странах эту болезнь не связывают с кормом, поэтому, по его мнению, вся эта кампания начата лишь для того, чтобы уничтожить предприятие Tukuma Straume.
Каков итог исследования? Да никакого. Разбирательства, которые обошлись в 47 000 евро, приостановили. Пока ничего вредного в корме не нашли. Искали тяжелые металлы, свинец, акриламид — но безрезультатно. Осложняется ситуация тем, что исследователи не знали, что именно им нужно было искать.