По словам Валентины, о рисках ей не рассказали. Она даже не знала, что операций будет не одна, а три. Уже постфактум она узнала, что вживили ей и еще один имплант, причем на месте того зуба, который изначально с нею не обсуждали.
«Это же не экстренная операция, когда надо спасать жизнь. Это надо согласовать с пациентом. Почему вы со мной не поговорили?»
Проблемы начались, как только Валентине установили сами новые зубы: «У меня начались сильные боли. Мне поставили зубы,
ночью я проснулась от страшной боли — голова, у меня все отнималось, челюсти стянуты. Я поняла, что что-то не то».
Но пациентка стоматолога не подозревала, что ее хождения по мукам только начинаются.
«Когда протезист понял, что я уже ничего не могу, плачу, он мне снял коронки... Он взял меня за руку и сказал: пойдемте в бухгалтерию, вам должны отдать деньги».
Вот только потраченные в Институте стоматологии деньги Валентине не вернули. Весь ее стол завален медицинскими документами. Уже три года женщина ходит по разным инстанциям. Инспекция здравоохранения дала заключение, что оказанная Институтом стоматологии услуга соответствует закону.
«Он говорит: а почему у вас болит справа, а не слева? Я говорю: доктор, вы должны знать — идите, разберемся. Через некоторое время приходит ответ: одевайте и носите, у вас все в порядке!»
За это время здоровье Валентины стало только хуже. Она говорит, что не может нормально ни спать, ни жевать, ни говорить.
«Вот сломан этот зуб, этот зуб — в течение этого года у меня выпали нижние зубы. Верхние зубы выдавили нижние. Вот этот зуб выталкивает эти зубы сюда. Кость была еще рыхлой, начался перекос челюсти — у меня нижняя челюсть съехала сюда, давит сюда, и впоследствии появился артроз челюсти».
Врач клиники в Германии, куда Валентина обратилась за консультацией, пришел к заключению, что в ходе трансплантации были допущены ошибки. Институт же стоматологии и Инспекция здравоохранения в комментарии тележурналистам отказали, сославшись на то, что не могут обсуждать здоровье конкретного пациента. Тем временем помочь Валентине теперь не берется ни один протезист.
«Проверки я делала, компьютерные томографии, сама, очень большая сумма — 6 тысяч, если не больше. А пенсия 100 евро. Я продала свою квартиру и купила однокомнатную квартиру — я не могу у детей просить деньги, не могу!
За эти 3 года при неправильном прикусе я ходила ко всем врачам, была в 5 поликлиниках. Врачи — клянусь вам! — «мы вам ничем не можем помочь, у вас вывих нижней челюсти, вам надо лечить там, где вам сломали». Они не берутся даже это делать. И получается — я не знаю, что вообще делать».
В одном Институте стоматологии Валентина потратила больше 4000 евро. Теперь она думает воспользоваться последним шансом — обратиться в суд. Солвита Олсена, медицинский юрист, говорит, что и с этим могут возникнуть сложности:
«Можно подать гражданский иск, но тогда пациент сам должен доказать все, что он говорит в своем иске».
Важно иметь на руках копии всех медицинских документов. А также независимую экспертизу. Вот только в Латвии, по словам Солвиты Олсены, их сделать трудно. А зарубежные — стоят дорого.
«Обязательно врач должен дать план лечения, где будет написано, что и сколько это будет стоить. По закону должны быть указаны риски», — поясняет юрист.
Кроме того, Олсена советует, прежде чем решаться на операцию, получить консультацию еще и у другого врача. И только тогда принимать решение.
Источник: Яна Рубинчик LTV7/rus.lsm.lv