Глава Минюста Гайдис Берзиньш встретился с Народнохозяйственной комиссией парламента, чтобы обсудить работу нового Закона о неплатежеспособности.
Среди «новостных поводов» для этого стало признание по заявлению частного лица Сергея Гущина несостоятельности одного из крупных розничных торговцев — компании Palink, управляющей магазинами Iki и Cento. Впрочем, как сказал председатель комиссии Вячеслав Домбровский (правящая Партия реформ Затлерса), эта ситуация — не единственная причина дискуссии: «Нынешний Закон о неплатежеспособности работает чуть больше года (он вступил в силу в ноябре 2010-го), и мы хотели оценить его сильные и слабые стороны».
Он отметил: нынешнее регулирование по сравнению с предыдущим в целом намного лучше, что отмечено и в глобальном рейтинге Doing Business. Однако и в нем есть пробелы, позволяющие использовать его не по назначению, а для банального выбивания долгов. «Наша задача — по возможности ограничить такое «нецелевое» применение», — сказал политик. По его словам, в ходе дискуссии упоминались различные возможные решения: от создания специализированных судов до повышения некоего минимума необходимых доказательств для признания несостоятельности должника.
Уже в марте организованная при Министерстве юстиции специальная группа представит комиссии свои идеи в более отточенном виде. «Разрабатывая закон, мы старались не допустить ситуаций, когда спорный долг становится поводом для процесса неплатежеспособности. Но, как показывает практика, при определенной трактовке такой исход остается возможным, — признала в разговоре с заместитель госсекретаря этого ведомства Лайла Медина. — Поэтому одна из наших инициатив — внести в документ определение спорного долга, чтобы вопрос о сумме, которую одна из сторон не признает, рассматривался в обычном порядке».
Еще один вариант защиты должника от неправильного использования процедуры неплатежеспособности — наделение его правом представить доказательства своей финансовой устойчивости. В связи с этим в законе может вновь появиться норма о проверке баланса предприятий, против которых подаются соответствующие иски (она содержалась в предыдущем законе), — по крайней мере, такая идея прозвучала в ходе вчерашней встречи. В.Домбровский при этом отметил: во избежание конфликта интересов имеет смысл поручить это не администратору, а аудитору.
Вчера же стало известно, что в марте Конституционный суд (КС) вынесет решение по норме Закона о неплатежеспособности, обязывающей подателя иска вносить депозит в размере двух минимальных зарплат (сейчас 400 латов) на специальный счет Администрации неплатежеспособности, а не только госпошлину, как было раньше. Целью нововведения была оплата расходов на ликвидацию предприятий, у которых не хватает имущества, чтобы их покрыть. Инициатором рассмотрения вопроса в КС стал Рижский окружной суд: возможно, норма ограничивает равный доступ к суду для всех и каждого.