22 Января 2025 11:00
Новости
  9:32    17.1.2022

Версия: экс-сотруднику латвийского КГБ Борису Карпичкову угрожают

Версия: экс-сотруднику латвийского КГБ Борису Карпичкову угрожают
Сбежавшим из Латвии в Великобританию экс-сотрудником КГБ Борисом Карпичковым было получено письмо с угрозой, после контакта с которым он якобы заболел. В связи с этим полиция Соединенного Королевства проводит расследование, сообщает газета Mirror.
Письмо в «конверте из пузырчатой пленки»

Как заявил изданию сам Карпичков, ему поступили семь сообщений с угрозами с тех пор, как в 2019 году британское Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA) передало латвийским властям его личные данные.

«Последняя (угроза), в связи с которой полиция проводит расследование, пришла по почте 2 января, в ней говорилось: «Таким предателям, как ты, нет места на земле. Смерть уже в пути», — пишет газета.

Карпичков указал, что это послание было запечатано в конверт из пузырчатой пленки. Спустя непродолжительное время после того, как бывший сотрудник спецслужб открыл конверт, он заболел, у него наблюдались похожие на грипп симптомы. 

По данным издания, одно из писем, отправленных Карпичкову, было подписано псевдонимом. Мужчина якобы использовал его, когда работал на Россию в Латвии.

В материале также присутствует выдержка из юридического документа за подписью судьи Ванессы Барайтсер, которая рассматривала дело об экстрадиции в Латвию в 2020 году. Она заявляла о наличии доказательств, подтверждающих утверждения Карпичкова о том, что у него есть «опасные враги в России, которые хотели бы, чтобы он замолчал».

В тени банка Olimpijа

До распада СССР Карпичков работал в КГБ Латвии, в 1990-1991 годах был старшим оперуполномоченным 6-го отделения (подразделение собственной безопасности среди личного состава комитета) 2-го отдела КГБ ЛССР. В рамках работы этого подразделения фактически руководил агентурной работой оперативной группы, сформированной из кадровых офицеров КГБ ЛССР, противодействующей параллельно формировавшимся, в тот период времени, спецслужбам независимой Латвийской Республики.

Позже Карпичков занимался оказанием «информационных услуг» банку Olimpija, который принадлежал Владимиру Лескову. Потом он создал с бывшими коллегами по КГБ фирму Next, которая обслуживала лично президента банка Olimpija Льва Кремера (был убит в 2000 г.).

Однако вскоре Карпичков «взял в разработку» Кремера, и компромат на президента Olimpija лег на стол владельца банка Владимира Лескова. Кремера с треском сняли с президентов, выгнали из банка.

В 1995 году банк Olimpija. Карпичков же 25 марта 1996 года был арестован по подозрению в присвоении кредита в полмиллиона долларов, выделенного в 1993 году крестьянскому хозяину Zilīte по международной линии G-24. Готовили ему обвинение и по поводу 2,5 млн. долларов, выманенных у компании Alda.

Впрочем, по словам самого Карпичкова, с.1991 по 1995 он руководил совершенно секретной разведывательной группы автономно действовавшей в Латвии в интересах советского КГБ, а затем и его «последователя», российской Федеральной Службы безопасности (ФСК-ФСБ) и противодействующей активности секретных служб независимой Латвии, а также их западных «коллег», американского ЦРУ, в частности.

Если верить Карпичкову, в 1995-1998 годах он был секретным агентом, сначала только латвийской Полиции безопасности, а впоследствии (с 08.1997), и американского ЦРУ, работавший против лидеров организованной преступности Латвии и России, выявления их связей среди высокопоставленных коррумпированных чиновников обеих стран, установления основ, характера взаимоотношений, вскрытия фактов преступной деятельности.

5 июня 1996 года его выпустили из СИЗО и отправили под домашний арест.

Сделка с прокурором

«Скорее всего, изменение меры пресечения стало результатом тайной договоренности между Карпичковым и правоохранительными органам, - писали Татьяна Фаст и Владимир Вигман в своем документальном расследовании «О чем молчал Лавент?». - Во всяком случае, через два месяца после выхода из «Углового дома» у Карпичкова, по его словам, состоялась конфиденциальная беседа с генпрокурором Латвии Янисом Скрастиньшем, во время которой стороны ударили по рукам. Прокурор якобы пообещал поставить крест на уголовном деле, если Карпичков выложит документы и материалы оперативной записи, показывающие, кто был заинтересован и причастен к краху банка Olimpija. Скрастиньш даже говорил о возможности переброски Карпичкова и его семьи в США – что-то наподобие программы защиты свидетелей.

30 августа Карпичков, по его словам, выполнил свою часть обязательств, передав Генпрокуратуре около 40 аудиокассет и примерно полторы-две тысячи листов ксерокопий документов, но его обманули.

Версия самого Скрастиньша во многом совпадает с рассказом Карпичкова. Генпрокурор утверждал, что в начале лета 1994 года (похоже, он перепутал год, и речь идет о 1996-м) ему предложили встретиться с человеком, который располагает очень важной информацией для расследования дела Александра Лавента, а также материалами, связанными с делами группировки криминального авторитета Ивана Харитонова.

Такая встреча состоялась. Уже перед ней Скрастиньш знал, что дома у Карпичкова была изъята отшифровка разговоров отца и сына Лавентов в «Восьми люксах». Однако необходимо было получить сами аудиокассеты, что позволило бы подтвердить соответствие отшифровки записям, а также идентифицировать голоса. По словам Скрастиньша, Карпичков согласился отдать кассеты, но только после того, как получит надежные гарантии. Карпичков предупредил, что без него до кассет никто не доберется. Опасаясь мести, он требовал найти для него другое место жительства, договориться с судом, чтобы в деле не упоминался его адрес.

Было решено начать переговоры с несколькими государствами о том, чтобы спрятать Карпичкова, а генпрокурор, по его словам, переговорил с премьером о возможности выделить деньги из резервного фонда в случае, если аудиокассеты действительно будут получены.

Чтобы доказать свои намерения, Карпичков передал несколько кассет с записями бесед в банке «Olimpija». По словам генпрокурора, поначалу речь шла о сумме в 100 тыс. латов. Однако уже во время следующей встречи, которая состоялась через 6 недель, Карпичков сказал, что 100 тысяч он хочет получить за информацию, «затрагивающую другие сферы», а цена аудиокассет – 3 млн. латов. На этом переговоры окончились.

Ну а 26 ноября 1996 года Карпичков при туманных обстоятельствах исчез из-под домашнего ареста и улетел во Франкфурт-на-Майне. Позже после многочисленных приключений он оказался в Англии, где в сентябре 1999 года люди из спецотдела Центральной полиции Лондона задержали его по запросу латвийской стороны.

Впрочем, Карпичкова британцы так и не выдали. В июне 2002-го Высший Королевский суд прекратил экстрадиционные преследования, ввиду несостоятельности латвийского запроса».

Латвия долгое время требовала его экстрадиции, последний запрос датирован 2018 годом, пишет Mirror. Россиянина обвиняют в мошенничестве, фальсификации документов и владении оружием. В 2020 году британский суд отказался удовлетворить указанное требование, так как судья посчитал, что жизни перебежчика могла грозить опасность.

Источник - freecity.lv

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии