Страницы:
Кому и что вменяется
Напомним, 21 ноября 2013 года в результате обрушения супермаркета "Maxima" в Золитуде погибли 54 человека и несколько десятков получили тяжелые ранения. По мнению экспертов, трагедия произошла из-за того, что были неправильно рассчитаны нагрузки несущих конструкций крыши.
Исторический процесс стартовал 8 декабря 2015 года. Обвинения предъявлены девяти лицам.
Из речи прокурор слушатели узнали, что бывшей сотруднице Рижского городского строительного управления Марике Трейе следовало потребовать, чтобы были устранены ошибки в строительных конструкциях супермаркета "Maxima", например, недостаточная несущая способность ферм крыши.
В свою очередь, главный строительный инспектор строительной инспекции Айя Мельникова в соответствии с трудовым договором должна была контролировать работу отдела и выполнение обязанностей, а также соответствие принятых решений действующим нормам. Однако, будучи ответственной за строительные объекты, она халатно выполняла свои обязанности, не обеспечив проверки ни одного объекта, а также утвердила принятие в эксплуатацию первой очереди объекта, говорится в обвинении.
Строительный инспектор Янис Балодис непрофессионально выполнял свои обязанности и не проводил достаточных проверок.
Работница ООО "Maxima Latvija" Инна Шуваева не оценила риски работы магазина под зоной активного строительства, а также небрежно выполняла обязанности, не обеспечив достаточного соблюдения норм охраны труда, говорится в обвинении.
Прокуратура также считает, что нженер-строитель Ивар Сергетс не обеспечил предотвращение перегруза ферм, из-за чего стальные элементы ферм были перегружены до предела. Кроме того, Сергетс не обеспечил безопасность всей разрушившейся фермы. Инженеры вменяют халатное исполнение обязанностей и то, что он не пересчитал расчеты конструкции. По мнению обвинения, Сергетс мог предпринять действия, которые предотвратили бы разрушение конструкции магазина.
Что ему вменяется Андрису Гулбису: будучи строительным экспертом, он халатно выполнил свои обязанности и не проверил информацию о расчетах Сергетса, допустив сдачу объекта в эксплуатацию. Как считает обвинение, если бы Гулбис выполнил свои обязанности, он бы констатировал ошибки Сергетса и дал бы негативную экспертную оценку, из-за чего здание не было бы пущено в эксплуатацию. Сергетс допустил ошибку при проектировании, однако Гулбис должен был осознавать последствия, что это должно было привести к трагедии.
Автор проекта супермаркета архитектор Андрис Калинка, будучи сертифицированным архитектором, разрабатывал технический проект здания. Однако отнесся халатно к своим обязанностям, не проверил документацию и допустил проект с ошибками до согласования. И далее Калинка своей подписью подтвердил, что в проекте соблюдены все строительные нормативы, что обеспечено выполнение всех работ, что гарантируется безопасность строительства и прочность элементов.
Обвиняемый Станислав Кумпиньш (руководитель строительных работ предприятия "Re&Re") обвиняется в том, что он, будучи ответственным за ход строительства, не проверил металлические балки и их детали, подтверждая, что все работы были проведены на должном уровне.
Представитель строительного надзора Мартиньш Драудиньш, по версии обвинения, не проверил должным образом качество ферм и балок, однако подтвердил, что все работы шли правильно, утвердив тем самым ошибки, допущенные Сергетсом при проектировании. В обвинении говорится, что Драудиньш легкомысленно положился на то, что все работы были проведены качественно и в соответствии со стандартами. Он принял работы и не обратил внимание на узлы соединения, из-за чего не получил информацию о зазорах в узлах соединения.
Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"