"Темой сезона" стал перевод "обычных" кадров на контрактную основу. По сути, от трудового соглашения она отличается тем, что стороны из работодателя и работника превращаются в партнеров по сделке. Сотрудник Х может оформиться самозанятым лицом, заключить со своей прежней фирмой договор подряда, а с государством расплачиваться самостоятельно. Другой вариант — тот же г-н Х регистрирует микро— или обычное ООО, нанимает в него сам себя и уже от имени своей фирмы оформляет отношения со своим "заказчиком". Наконец, бывший сотрудник может стать индивидуальным коммерсантом или даже остаться простым физическим лицом.
"Главная мотивация для предпринимателей — возможность не вносить социальный налог за сотрудника, не оплачивать отпускные и больничный", — признает и.о. директора ГТИ Ренар Лусис.
Инспекция видит проблему в том, что при наличии такого контракта зачастую сохраняются обычные трудовые отношения.
"К примеру, мы приходим на стройку, там — бригада, и все они по документам — предприниматели. При этом все они пользуются инвентарем работодателя, ходят на объект по установленному им графику, у них сохраняется принцип подчиненности и так далее. В своей оценке мы руководствуемся не одним договором, а всей совокупностью обстоятельств", — пояснил поясняет представитель инспекции Эдгар Тимпа.
Для справки
За пять месяцев 2011 года инспекторы констатировали 1 011 случаев нелегальной занятости, или на 59% больше, чем годом ранее. При этом число проведенных рейдов не увеличилось, а напротив, сократилось на 6%. В январе — мае сотрудники ГТИ выписали 289 штрафов (на 60% больше, чем годом ранее), а их общая сумма выросла на 89% — почти до 250 тыс. латов.
В прошлом году из 1 577 наложенных ГТИ штрафов в суде был оспорен всего 81, и только в пяти случаях предприниматели смогли доказать свою правоту.