Этот адрес в Приморском районе давно на слуху: около пяти лет назад в четырехэтажном здании на улице Савушкина начали работать первые несколько десятков человек, основной задачей которых стала пропаганда патриотических ценностей в Рунете. Работа сотрудников «фабрики троллей» (далее «фабрика»), предположительно созданной и спонсируемой петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, сводилась к написанию множества комментариев под вымышленными именами в блогах и соцсетях — в защиту действующей власти, с нападками на оппозиционеров и критически настроенных граждан и в поддержку политически угодных общественных событий.
Вскоре «фабрика» начала перерастать свои изначально примитивные методы работы. В здании на Савушкина появились первые порталы, которые впоследствии стали ядром медийной части организации — так называемая фабрика медиа, целый патриотический холдинг, о котором журнал РБК писал в марте 2017-го, и аудитория которого сейчас превышает 50 млн человек в месяц. Тогда же начались эксперименты с зарубежными сегментами интернета — на немецком, арабском, английском языках, в привычном пространстве — в соцсетях.
К середине 2015 года «фабрика» разрослась до 200–250 человек, расширился и набор инструментов — в ход пошли видео, инфографика, мемы, репортажи, новости, интервью, аналитические материалы и собственные сообщества. А уже в январе 2017-го Агентство интернет-исследований, одно из первых юрлиц «фабрики троллей» (прекратило свою деятельность в 2015-м; в конце 2016-го исключено из реестра), вместе с телеканалом RT упоминалось в докладе американских спецслужб о вмешательстве России в выборы президента США. А вскоре после избрания Дональда Трампа были созданы несколько комиссий в конгрессе и сенате, которые ведут расследования этого инцидента.
Американские корпорации — Facebook, Twitter, Google — сотрудничают с властями, разыскивая следы «троллей» на своих площадках. Западные СМИ — WSJ, NYT, CNN, The Daily Beast и другие — почти ежедневно публикуют новые факты о возможном российском вмешательстве в президентскую кампанию: находят все новые сообщества, работавшие до и после выборов, связанные с ними объявления и мероприятия. В основу статей ложатся даже отдельные иллюстрации и видео, связанные с заблокированными сообществами.
Журнал РБК провел свое расследование: нам удалось найти и подтвердить причастность людей с Савушкина минимум к 120 сообществам и тематическим аккаунтам, проанализировать их содержание и посчитать совокупные расходы на кампанию. Соизмерим ли масштаб работы «фабрики троллей» за рубежом с вызванным в США ажиотажем вокруг этой истории?
Навстречу США
Весна 2015 года, перед монитором собрались несколько человек. На нем довольно монотонная картина: люди подходят на площадь в Нью-Йорке, озираются, смотрят в телефоны, снова осматриваются и через некоторое время уходят.
Несколько дней до этого с таргетингом на жителей Нью-Йорка в Facebook раскручивалось мероприятие, суть которого сводилась к получению бесплатного хот-дога — нужно только прийти в назначенное время в обозначенное место. Но никаких бутербродов приходившие не получали. Зато другие люди получали удовольствие: с помощью уличных веб-камер за событиями за океаном в режиме онлайн наблюдали из Санкт-Петербурга, из кабинета на втором этаже «логова троллей».
Акция должна была проверить работоспособность гипотезы — можно ли удаленно организовывать мероприятия в США. «Просто тестирование возможностей, эксперимент. И он удался», — не скрывая радости, вспоминает один из сотрудников «фабрики». С этого дня, то есть почти за полтора года до выборов президента, началась полноценная работа «троллей» в американском сообществе.
В марте 2015 года на портале SuperJob появилась вакансия «интернет-оператор (ночь)». На оклад 40–50 тыс. руб. с графиком работы 2/2 (с 21:00 до 9:00) в офис в Приморском районе искали сотрудника, в чьи должностные обязанности входило написание материалов «по заданной тематике», «новостных информационных и аналитических». В списке требований к соискателю — «свободный английский», в том числе «уверенное владение» письменным языком и креативность.
Вакансия была опубликована от имени петербургской компании «Интернет Исследования» (в конце 2015-го присоединилась к фирме «Тека»): владельцем которой тогда числился экс-начальник УМВД Московского района Санкт-Петербурга Михаил Быстров, он же руководил Агентством интернет-исследований и до сих пор возглавляет «Главсеть», зарегистрированную на ул. Савушкина, 55. В вакансии на SuperJob работодатель — «Интернет Исследования» — описывался как «крупная и стабильная компания» с численностью до 50 сотрудников.
Через такие объявления на «фабрику» набирали людей, которые возьмут на себя работу с американскими сообществами в режиме реального времени, рассказал журналу РБК экс-сотрудник. Другой уточнил, что как раз с начала весны 2015-го им стали «выдавать задания по дискредитации образа кандидатов», которые идут на президентские выборы в США.
Однако работать в открытых «фабрикой» сообществах вскоре стало невозможно: 2 июня 2015 года в New York Times Magazine вышел материал Адриана Чена The Agency («Агентство»), и на следующий день после публикации Facebook заблокировал все группы «фабрики» на английском и связанные с ними аккаунты. Но «тролли» пошли на новый круг — основная часть сообществ, которые были закрыты соцсетью в августе 2017-го, была создана уже после выхода расследования Чена.
Когда Facebook в очередной раз блокирует аккаунты «троллей», ИT-департамент организации закупает новые прокси-серверы, выдает новые IP-адреса, виртуальные «операционки», и работа начинается заново, рассказывает экс-сотрудник «фабрики». Также приобретаются новые сим-карты или облачные номера, открываются новые платежные счета, а иногда и пакеты документов для регистрации аккаунтов, добавляет собеседник журнала РБК на «фабрике». На ИT-обеспечение тратится до 100 тыс. руб. в месяц, уточняет источник, знакомый с деятельностью организации.
Гораздо более масштабная статья расходов — зарплаты. За год, к лету 2016-го, число сотрудников «американского департамента» на Савушкина выросло почти втрое, до 80–90 человек. Это примерно треть общего штата «троллей» (около 200–250 человек), или одна пятая, если считать журналистов, работающих в «фабричном» медиахолдинге (еще 200–250 человек примерно на 20 порталах).