Литва уже выразила негодование. «Сложившаяся сегодня ситуация оценивается как большой и досадный промах правоохранительных органов Соединенного Королевства,» - говорится в сообщении литовской генеральной прокуратуры.
По данным портала Lrytas.lt, бизнесмены сбежали в Россию. Таким образом у следователей могут быть проблемы по-крайней мере с экстрадицией Владимира Антонова - своих граждан Россия для уголовного преследования, как правило, не выдает.
Мы попытались выяснить, как отразится же пропажа бизнесмена на деле Latvijas Krajbanka.
-- А может, он уже едет в Латвию на свой суд? - пошутил Янис Давидович, адвокат сообвиняемого Антонова, экс-председателя правления Latvijas Krajbanka Ивара Приедитиса.
Впрочем, на "латвийском процессе", который сейчас рассматривает суд Видземского предместья Риги (так называемый "люксембургский эпизод" дела Krajbanka), все уже смирились с отсутствием столь важного обвиняемого.
Где может быть Антонов?
Такой вопрос мы задали адвокату бизнесмена по латвийским делам Виестуру Заулсу.
-- Нет-нет, комментировать это я не буду, - сразу заявил он.
Однако заверил: для экстрадиции его подзащитного никогда не было оснований, так как он всегда оставался на связи.
-- Литва все это время могла спокойно проводить процессуальные действия без всякой экстрадиции. Владимир всегда отвечал на все официальные письма. Адрес его известен, e-mail и телефон - тоже.
И о самом "деле Krajbanka". Тут новости такие: из 7 первоначальных эпизодов в это деле осталось только 3. А именно: люксембургский в связи с "уводом" денег в East West United Bank S.A (кстати, за который Антонова и Приедитиса уже судят), и 2 австрийских -- в связи с VTB Bank и AG Meinl AG.
-- Украинские и российские эпизоды уже закрыты, - пояснил нам г-н Заулс.
Защитник утверждает, что у латвийского следствия также никогда не было проблем связаться с Антоновым. Поэтому Латвия никогда и не пыталась добиться выдачи бизнесмена.
- Сейчас его судят заочно. Хотя он хотел присутствовать, но из-за процесса экстрадиции это было невозможна. Британия отказала нам в просьбе организовать видео-конференци для суда. Так что выбора не было, кроме как рассматривать дело без Антонова.
По словам адвоката, бизнесмен получает все сведения через него. Так что "работа идет по плану".
Версия Антонова осталась неизменной:
-- Следствие считает, что все действия были совершены с умыслом присвоить деньги себе. В такой формулировке Антонов категорически отрицает предъявленные обвинения, так как умысла присваивать деньги не было.
Ивар Приедитис пока отдыхает
Кстати, такой же позиции придерживается и сообвиняемый Антонова Ивар Приедитис. Он в разговоре с нами категорически отрицал, что присвоил деньги:
- Возможно, стоит говорить о каких-то ошибках, не там поставленной подписи или пособничестве. Но денег я не брал, - уверяет экс-банкир.
Сейчас, по словам его адвоката, в деле, которое рассматривает суд, перерыв до августа. Его клиент отдыхает от первого раунда суда, который продлился несколько месяцев. За это время было допрошено несколько свидетелей.
Защита Приедитиса с интересом ожидает предъявление новых обвинений.
-- Пока нас никуда не вызывали, - говорит адвокат Янис Давидович. -- Будет весьма любопытно, когда по одному эпизоду Антонова и Приедитиса будут судить в одном суде, а остальных по тому же эпизоду - в другом.
Как нам сообщил пресс-представитель Госполиции Том Садовскис, по одному эпизоду "дело Krajbanka" отправилось в прокуратуру. Ещё по одному продолжается следствие. Но по остальным дело закрыто.
Антонов кражу миллиарда не признает
«Если бы мы готовились к разграблению банка, то забрали бы оттуда свои деньги и привели в порядок свои счета, поскольку все было на них, — заявил он журналистам литовского ТВ «Комментарии недели» . — Но все арестовано, и довольно быстро, потому что в современном мире украсть миллиард, как нам говорят, спрятать его — это процесс. Это бизнес-процесс, им также надо руководить, правильно его провести и т.д. А то, что сейчас происходило, – все арестовано, все средства на карте, все».
В эфире телепередачи он повторил, что считает: банк был национализирован по политической причине – из-за критики в адрес властей группы СМИ Lietuvos rytas с банком расправились перед парламентскими и президентскими выборами.
«День национализации был простым рабочим днем, мы с Баранаускасом ехали в командировку в Киев и тихо готовили сделку по приобретению очередного банка в одной из европейских стран. По моему мнению, только безумец готовил бы сделку по покупке другого банка, зная, что власти готовятся предпринять такие жесткие санкции против главного кредитного ведомства, — сказал Антонов. — Вопрос, почему обанкротился Snoras, надо переадресовать власти и господину Василяускасу лично. Вы же помните реакцию общества, особенно правящих граждан, когда Snoras стал совладельцем крупнейшей группы СМИ Lietuvos rytas? Реакция была шоковая...".
Экстрадиция длиной в 4 года
По требованию литовских правоохранительных органов в ноябре 2011 года Антонов и Баранаускас были арестованы, однако затем вышли на свободу под залог. В начале 2014 года магистратский суд района Вестминстер поддержал требование властей Литвы об экстрадиции Антонова.
Судья Джон Зани тогда выразил уверенность в том, что судебное разбирательство в Литве будет справедливым, а права Антонова не окажутся нарушены.
После этого Антонов и Баранаускас обжаловали решение магистратского суда в Высокий суд Лондона, который после длившегося более года разбирательства решил апелляцию отклонить.
Новое решение было принято 6 мая: судьи Высокого суда Лондона 6 мая согласились, что решение Генпрокуратуры Литвы о выдаче европейского ордера на арест Антонова и Баранаускаса было обоснованным, и отклонили жалобы подозреваемых по поводу их экстрадиции. После этого обвиняемые могли рассчитывать на пересмотр дела в кассационном порядке.
Николай Кудрявцев, "Вести сегодня"