Татьяна – владелец детского садика на ул. Прушу. Она сама педагог и в последние годы занималась дошкольным образованием. В 2006 году к ней с просьбой сдать часть садика обратилась турецко-латвийская компания Baltic education.
— Как я поняла, это будет что-то вроде обучения мусульманских детей (не обязательно турецких), живущих в Латвии. Я согласилась и сдала им треть помещений.
Прошло два года. Школа начала работу — у них было около 5 детей. А параллельно там продолжал работать детский сад.
В 2008 году они попросили расширить территорию школы. Я им сдала всю территорию. А детский сад со всеми детьми они переняли.
Далее, по словам Татьяны, в фирме появился другой человек – некий Мустафа Гулер. Он стал руководить фирмой и «началось странное»:
— В целях оптимизации они из школы часть детей убрали (сказали, что из-за кризиса). И перестали платить мне арендную плату, заявив, что наступил кризис, денег у них нет. Я им ответила, что если не могут платить, пусть помещение освобождают, я сама буду там работать. Что дальше? Они никуда не уезжают, и я слышу от них только одно: «А что вы с нами сделаете?».
Я с ними разорвала договор 15 мая. Помещение они не покинули, с июля платить перестали вообще. На сегодня долг составляет 26 000 латов.
Действия Татьяны нетрудно предугадать: обращение в суд о взыскании задолженности. Суд назначен – на 2010 год. Параллельно – иск о неплатежеспособности. Этот процесс уже прошел: суд признал только наличие долга, однако неплатежеспособность констатировать отказался – внезапно у фирмы выросли активы. Все время собственный капитал предприятия был убыточным. Так, к примеру, в начале 2008 года он состалял -84 000 латов, а к концу 2008 года составил -42 000 латов. К суду собственный капитал внезапно стал положительным. То есть деньги откуда-то появились. Но долг Татьяне так и не вернули.
В июле Baltic education создали новое ООО и получили от Рижской думы разрешение на ремонт в школе на ул. Славу.
— Они не смогли заполнить детьми даже те помещения, которые есть у меня, зачем им школа? – недоумевает Татьяна. — Они говорят, что хотят расширяться и продолжать образовательную деятельность, но Мустафа Гулер даже не педагог , он ничего в этом не понимает.
При этом Татьяне, по ее словам, неоднократно предлагали вложить средства в развитие помещений.
— Они хотели низкую арендную плату, но большие вложения. Я им отказала, так как, казалось бы, какая разница? Я просто не понимаю логики, – недоумевает Татьяна.
Версии и предположения
В разговоре с пострадавшей несколько предположений возникли сами собой.
1) Это просто очередная фирма-прачка. Отсюда желание как можно больше вкладывать в развитие, но не давать никому реальных денег.
2) Руководство этого образовательного учреждения ворует деньги спонсоров, не желая делиться ими ни с кем, даже с хозяйкой помещений.
Повторимся, это только версии.
Турецкая школа: «Нет денег, вот мы и не платим»
Мы сами отправились в эту школу-детский сад, чтобы на месте поговорить об образовании, обмене культурными ценностями с Турцией и его проблемах.
Нашего корреспондента встретил член правления Baltic education Саим Саин. По его словам, сейчас в детском саду у них учатся 55 детей. Еще пятеро учатся в школе – в первом и втором классах.
— Наш приоритет латышский язык, потом английский, турецкий и русский, — пояснил нам г-н Саин.
Как мы поняли, турецкий язык преподается только детям самого Саима Саина и президента фирмы – Мустафы Гулера. Другим детям вполне хватает латышского и английского. Эта же фирма преподает турецкий для взрослых, к примеру, для бизнесменов и туристов, отправляющихся в Турцию, и женщин, решивших связать свою судьбу с турецкими мужьями.
По словам г-на Саина, фирма решила расширяться, поэтому скоро переберется в помещение школы на ул. Славу, 2.
О хозяйственном споре с хозяйкой помещения г-н Саин говорит менее охотно:
— Кто вам об этом сказал? – тут же начинает выяснять он. Но после все-таки рассказывает, в чем проблема.
— Из-за кризиса мы попросили хозяйку, чтобы понизила арендную плату – мы не можем платить. Здесь в Кенгарагсе мы не слышали, чтобы кто-то платил так много. Но она не согласилась, хотела, чтобы мы ушли отсюда. Но это невозможно, пока мы не нашли другие помещения. Был суд, мы его выиграли. Следующий суд будет в 2010 году. Он покажет, что мы были правы.
После этого ответа корреспондент удалился в некоторой задумчивости: оказывается, если у кого-то нет денег платить арендную плату, можно просто перестать платить. Без всяких угрызений совести и даже с чувством собственной правоты.
Однако глядя на то, как продвигается решение долговых проблем официальным путем — через суды, становится понятно, почему все большую популярность набирают услуги частных взыскателей долгов.
На фото: спорный объект.