Бемхенс останется
— Первый вопрос — о Rīgas satiksme, наверно, самый больной сейчас — судя по читательской реакции. Итак, трагический инцидент в Баложи. Известно, что на предприятии идет внутреннее расследование. О каких-то предварительных итогах уже можно говорить?
— Внутреннее расследование и вообще реформирование Rīgas satiksme, проводятся, чтобы сделать работу предприятия прозрачнее, понятнее, безопаснее и доступнее. На время расследования часть работников отстранена. Отстраненные не будут единственными, впереди и другие изменения. В течение плюс-минус месяца. Предприятие ожидают большие перемены.
– Можно ли подробнее об этих реформах?
— То, что было сделано в первую очередь — сокращение расходов на административный аппарат. Экономия составила порядка 500 тысяч латов в бюджете этого года, в два раза были сокращены зарплаты высшего руководства. И этого пока недостаточно, нужно сокращать и другие расходы и дальше. Конечно, будет продолжаться работа по вопросам, связанным с безопасностью – те же послерейсовые проверки. Хоть они обезопасят пассажиров от того, что водитель может выпить 50 граммов. Если человек сходит с ума, потому что с ним произошло что-то тяжелое психологически, как это, к сожалению, случилось в Баложи, и выпивает пол-литра, никакие проверки не помогут.
Рассматривается вариант введения особой системы (возможно, в следующем году мы уже сможем себе ее позволить). Суть в том, что водители должны будут примерно раз в два часа просто дуть в специальную трубку, находящуюся в кабине. Если данные от водителя через очередные два часа не приходят, автобус просто не заводится. Но, опять же, это вопрос цен и инвестиций. Выполнять все поставленные задачи и далее будет нынешний председатель правления.
— Это окончательное решение?
– Нет, потому что не бывает окончательно принятых решений. Но на текущий момент реформирование предприятия Rīgas satiksme возложено на нынешнего представителя правления.
– Почему же после всех событий со стреляющими и дерущимися контролерами и пьяным водителем Леон Бемхенс до сих пор сохраняет должность?
– Моя задача, как председателя Рижской думы и должностного лица, которое по закону является акционером данного предприятия, – обеспечить его реформирование. На данный момент господин Бемхенc, который долгое время возглавляет Rīgas satiksme, будет отвечать за реформирование. По итогам будем говорить дальше.
– Не возникает такого впечатления, что это своего рода «стокгольмский синдром», или даже сказать – «синдром Лавента» образца 95-го года, когда Banka Baltija приказал долго жить. Бабушки тогда ходили с плакатами: верните его на пост, и всем будет счастье...
– Это очень интересная аналогия, но я бы воздержался от такого сравнения. Не надо вносить медицину и психологию в функционирование муниципального предприятия. Перед его руководством поставлены задачи. Если они выполнены не будут, мы расстанемся.
– Вице-мэр Айнар Шлесерс неделю назад в интервью «Телеграфу» сказал, что вопрос о снятии Бемхенса открыт и стоит на повестке дня. Он с тех пор закрылся или у мэра и его вице— разные взгляды?
– Мнение мэра и акционера предприятия я вам только изложил.
Немного о Daimler
— Скандально знаменитое «дело Daimler», возникшее при думах предыдущих созывов... Делает ли нынешняя дума что-нибудь, чтобы внести в него ясность?
– Нарушениями закона в любом государстве должны заниматься органы правопорядка. Рижская дума нынешнего созыва не может заниматься по сути историческими вопросами.
– Кто-то из правоохранительных органов побывал уже в Рижской думе по «делу Daimler»?
– К нам никто не обращался.
— Вы сами ознакомились с американскими документами по этому делу?
– Каким образом?
– Они общедоступны.
– Как мэр города я могу работать лишь с теми документами, которые приходят по официальным каналам. Я не могу принимать какие-либо решения на основании просто общедоступных всем вещей.
— Хотя бы чтобы принять к сведению.
– Для общего развития я, конечно, их изучал.
Контролеров тоже обижают
— «Транспортные войны» сейчас вызывают колоссальное внимание, конфликт «контролер — зайцы» со срельбой и драками фигурировал минимум в четырех громких делах.
– Таких ЧП было намного больше. И контролеры тоже становятся жертвами конфликтов, и те же пассажиры, которые не платят за проезд или платят, но с какими-то ошибками. Для решения этих проблем существует система переаттестации. В прошлом году до четверти контролеров потеряли работу в Rīgas satiksme именно после переаттестации. Сейчас после последних инцидентов, в мае аттестацию пройдет большинство работников контрольной службы. И какой-то части из них с работой придется попрощаться.
– Если ротация кадров происходит, а инциденты продолжают регулярно случаться, может, пора в самой системе что-то подправить?
– Весь контингент контрольной службы пройдет сейчас переаттестацию, а часть потеряет работу уже досрочно на основании собранных жалоб. Кстати, число контролеров, которые пострадали в результате немотивированной агрессии, не меньше числа пострадавших безбилетников. Стоит понимать, что хороший контролер для предприятия – это тот, кто собирает штрафы. Плохой же просто ничего не делает.
Да, сейчас тяжелая социально-экономическая ситуация. Не все могут (или хотят) позволить себе платить за проезд. Но при этом абсолютное большинство за проезд платит. Оставлять систему, при которой возможен бесплатный проезд в общественном транспорте, нечестно по отношению к тем, кто находит 50 сантимов, чтобы оплатить дорогу. Отношение контрольной службы и ее работа будут улучшаться. Но нужно понимать, что у многих людей сейчас нервы на пределе, поэтому некоторые конфликты все равно будут неизбежны.
– Иными словами, технология проверок не изменится, просто предполагается ее улучшить?
– Именно так. Проверять нужно, но вежливее, чтобы минимизировать конфликты. Мы также добавили финансирование муниципальной полиции, чтобы в отдельных случаях ее патрули во время рейдов следили за соблюдением правил обеими сторонами.
Марина Михайлова, Александр Краснитский
Полностью интервью с мэром Риги опубликовано в газете «Телеграф».